Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Различия в понимании мультсериалов аудиторией разных возрастов

17.08.2011

В мире найдется совсем немного людей, которые не знакомы с анимацией. Мультфильмы, традиционно воспринимае­мые как «искусство для детей», на определенных возрастных этапах становятся важным источником информации, воспитания нравственных качеств ре­бенка. Но можно ли с уверенностью говорить, что все мультфильмы «одинаково полезны» для детей? В 2008 г. в РФ критике со стороны властей, а так­же общественных и религиозных организаций под­верглись в общей сложности 12 мультсериалов, сре­ди которых два наиболее популярных анимацион­ных телешоу «Южный Парк» и «Симпсоны».

Эти сериалы стали популярны за счет пародийного отображения реаль­ных предметов и явлений американской жизни, мировых культурных, политических, этно­графических и религиозных особенностей, а также критики множества глубоких убеждений и табу посредством «черного юмора». Таким образом, и в «Симпсонах», и в «Южном парке» «детское искусство» получает совсем не дет­ское наполнение, но, тем не менее, остается наиболее популярным среди подростков.

Исследование, проведенное Хусид А.Д, показало наличие значимых различий в пони­мании содержания вышеупомянутых мультсериалов аудиторией разных возрастов.

Так, на вопросы об основных идеях, пе­речисленных в анкетах мультсериалов в группе старших подростков (15-17 лет) в основном встречались вари­анты пересказа сюжета, «тупо поржать», указание на отсутствие идеи либо ее незнание. Подростки практически не переосмысливают сюжет, не срав­нивают его с текущей политической или экономи­ческой ситуацией, не ищут скрытых смыслов, а просто напрямую считывают картинку, а потому и смешными для них оказываются не смыслы, не идеи, а только лишь инструменты выражения этих идей. Объяснением таких результатов, может выступать ведущая дея­тельность подросткового возраста, каковой, по мнению большинства исследователей, является общение со сверстниками. Просмотр мультсериалов представляется не столько материалом для осмысления, сколько показателем, маркером принадлежности к группе.

Молодежная аудитория (18-25 лет) в свою очередь го­ворит уже о пародии на что-то, и в качестве основ­ных идей выделяет не саму пародию, а то, что за этим стоит. Основные идеи, выделяемые данной группой — это  общественные и политические проблемы, темы семьи, образования, религии, культуры, телевиде­ния, стереотипов. Таким образом, в интерпретации молодежной аудитории и «Симпсоны», и «Южный парк» — это юмор, но в их заявлениях это юмор ос­мысленный, остросоциальный и общественно значи­мый.

На данный момент, очевидно, что телевидение и интерне­т занимают сегодня тотальную позицию в ин­формационном и культурном пространстве детей, подростков и молодежи. При этом прямые и одно­значные запреты на просмотр несоответствующих возрасту мультсериалов, а также простое закрытие телеканалов вряд ли дадут какие-либо значимые результаты, поскольку всегда будут доступны иные информационные каналы. Поэтому в сложившейся ситуации столь же значимой, как и ответственная политика телеканалов, основанная на официаль­ных возрастных ограничениях, будет и воспита­тельная деятельность родителей, учителей, общест­венных организаций.

Литература:

Хусид А.Д. Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания // Культурно-историческая психология. 2011. №2. – C. 94-97

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS