В мире найдется совсем немного людей, которые не знакомы с анимацией. Мультфильмы, традиционно воспринимаемые как «искусство для детей», на определенных возрастных этапах становятся важным источником информации, воспитания нравственных качеств ребенка. Но можно ли с уверенностью говорить, что все мультфильмы «одинаково полезны» для детей? В 2008 г. в РФ критике со стороны властей, а также общественных и религиозных организаций подверглись в общей сложности 12 мультсериалов, среди которых два наиболее популярных анимационных телешоу «Южный Парк» и «Симпсоны».
Эти сериалы стали популярны за счет пародийного отображения реальных предметов и явлений американской жизни, мировых культурных, политических, этнографических и религиозных особенностей, а также критики множества глубоких убеждений и табу посредством «черного юмора». Таким образом, и в «Симпсонах», и в «Южном парке» «детское искусство» получает совсем не детское наполнение, но, тем не менее, остается наиболее популярным среди подростков.
Исследование, проведенное Хусид А.Д, показало наличие значимых различий в понимании содержания вышеупомянутых мультсериалов аудиторией разных возрастов.
Так, на вопросы об основных идеях, перечисленных в анкетах мультсериалов в группе старших подростков (15-17 лет) в основном встречались варианты пересказа сюжета, «тупо поржать», указание на отсутствие идеи либо ее незнание. Подростки практически не переосмысливают сюжет, не сравнивают его с текущей политической или экономической ситуацией, не ищут скрытых смыслов, а просто напрямую считывают картинку, а потому и смешными для них оказываются не смыслы, не идеи, а только лишь инструменты выражения этих идей. Объяснением таких результатов, может выступать ведущая деятельность подросткового возраста, каковой, по мнению большинства исследователей, является общение со сверстниками. Просмотр мультсериалов представляется не столько материалом для осмысления, сколько показателем, маркером принадлежности к группе.
Молодежная аудитория (18-25 лет) в свою очередь говорит уже о пародии на что-то, и в качестве основных идей выделяет не саму пародию, а то, что за этим стоит. Основные идеи, выделяемые данной группой — это общественные и политические проблемы, темы семьи, образования, религии, культуры, телевидения, стереотипов. Таким образом, в интерпретации молодежной аудитории и «Симпсоны», и «Южный парк» — это юмор, но в их заявлениях это юмор осмысленный, остросоциальный и общественно значимый.
На данный момент, очевидно, что телевидение и интернет занимают сегодня тотальную позицию в информационном и культурном пространстве детей, подростков и молодежи. При этом прямые и однозначные запреты на просмотр несоответствующих возрасту мультсериалов, а также простое закрытие телеканалов вряд ли дадут какие-либо значимые результаты, поскольку всегда будут доступны иные информационные каналы. Поэтому в сложившейся ситуации столь же значимой, как и ответственная политика телеканалов, основанная на официальных возрастных ограничениях, будет и воспитательная деятельность родителей, учителей, общественных организаций.
Литература:
Хусид А.Д. Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания // Культурно-историческая психология. 2011. №2. – C. 94-97