Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Телевизор нарушает общение ребенка с родителями

17.09.2011

С самых первых дней, когда голубые экраны телевизоров осветили наши дома, ученые начали исследовать их влияние на развитие детей. В недавней работе ученые из Огайо сравнили процесс общения ребенка со своей матерью после просмотра телепередач и после игры или чтения. Их интересовало, будут ли иметься различия во влиянии разных видов деятельности на развитие ребенка.

Оказалось, что просмотр телевизора приводит к уменьшению общения ребенка с родителями, а также существенно влияет на развитие его грамотности и языковых способностей.

Эми Натансон и Эрик Расмуссен из Университета Огайо провели исследование так называемой материнской отзывчивости на действия ребенка, занятого книгами, игрушками или просмотром телепрограмм. Когда мать и ребенок вместе заняты какой-либо деятельностью, реакции матери на действия ребенка вносят существенный вклад в самовосприятие и самоосознание ребенка. Описывая ребенку новые для него предметы, слова и изображения, объясняя их назначение и свойства, мать вовлекает ребенка в совместную деятельность. От нее также поступает обратная связь, позволяющая ребенку ориентироваться в ситуации и оценивать свои действия. Мать зачастую повторяет то, что сказал ребенок, тем самым помогая ему запомнить новые слова или факты.

Матери, адекватно реагирующие и отвечающие на действия ребенка, способствуют его позитивному самовосприятию и между ними вырабатывается надежная связь и доверие, формируется надежный тип привязанности. Если же мать безучастна к тому, что делает ребенок, он вырастает дезориентированным в окружающем мире, у него может сформироваться личностная тревожность.

Ученые обследовали взаимодействия 73 пар мать-ребенок. Наиболее типичная мать в этом исследовании была замужем, ее возраст составлял 30-35 лет, она имела высшее образование. Половина матерей не работала. Обследованные дети были в возрасте от 16 месяцев до 6 лет. Пары были случайным образом разделены на три группы: в течение 10 минут мать и ребенок смотрели вместе телевизор, читали книгу или играли в игрушки. Затем экспериментатор предлагал им все три вида деятельности и оставлял их на двадцать минут. Кроме того, родителей просили заполнить опросник о развитии языковых способностей их детей, и отдельно в ходе беседы выявлялся уровень грамотности и навык чтения у дошкольников.

Результаты показали, что при чтении книги матери больше значимо общались со своими детьми, чем при просмотре телевизора. По сравнению с игрой в игрушки, объем коммуникации при чтении книг значимо не отличался, однако, качество общения и степень отзывчивости матери во втором случае были выше. Читая книгу вместе с ребенком, родители использовали более активный стиль коммуникации и проговаривали вместе те слова, с которыми в повседневном общении ребенок редко сталкивался. Таким образом увеличивался словарный запас ребенка и его грамотность. Напротив, при просмотре телевизора позитивной обратной связи от матери поступало значительно меньше.

Ученые сделали вывод, что совместное чтение книг способствует большему общению матери и ребенка, и поднимает качество этой коммуникации на новый уровень, в то время как смотря вместе телевизор, мать и ребенок начинают общаться меньше. Этот вывод очень важен ввиду того, как много времени современные дети проводят перед телевизором. Чаще всего родители просто оставляют детей в это время одних, полностью лишая их общения и совместного взаимодействия. Важно не допускать этого, поскольку в данном возрасте дети особенно нуждаются в общении с родителями, это существенно для их правильного развития.

 

Источник: sciencedaily.

 

Статьи по теме:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS