С самых первых дней, когда голубые экраны телевизоров осветили наши дома, ученые начали исследовать их влияние на развитие детей. В недавней работе ученые из Огайо сравнили процесс общения ребенка со своей матерью после просмотра телепередач и после игры или чтения. Их интересовало, будут ли иметься различия во влиянии разных видов деятельности на развитие ребенка.
Оказалось, что просмотр телевизора приводит к уменьшению общения ребенка с родителями, а также существенно влияет на развитие его грамотности и языковых способностей.
Эми Натансон и Эрик Расмуссен из Университета Огайо провели исследование так называемой материнской отзывчивости на действия ребенка, занятого книгами, игрушками или просмотром телепрограмм. Когда мать и ребенок вместе заняты какой-либо деятельностью, реакции матери на действия ребенка вносят существенный вклад в самовосприятие и самоосознание ребенка. Описывая ребенку новые для него предметы, слова и изображения, объясняя их назначение и свойства, мать вовлекает ребенка в совместную деятельность. От нее также поступает обратная связь, позволяющая ребенку ориентироваться в ситуации и оценивать свои действия. Мать зачастую повторяет то, что сказал ребенок, тем самым помогая ему запомнить новые слова или факты.
Матери, адекватно реагирующие и отвечающие на действия ребенка, способствуют его позитивному самовосприятию и между ними вырабатывается надежная связь и доверие, формируется надежный тип привязанности. Если же мать безучастна к тому, что делает ребенок, он вырастает дезориентированным в окружающем мире, у него может сформироваться личностная тревожность.
Ученые обследовали взаимодействия 73 пар мать-ребенок. Наиболее типичная мать в этом исследовании была замужем, ее возраст составлял 30-35 лет, она имела высшее образование. Половина матерей не работала. Обследованные дети были в возрасте от 16 месяцев до 6 лет. Пары были случайным образом разделены на три группы: в течение 10 минут мать и ребенок смотрели вместе телевизор, читали книгу или играли в игрушки. Затем экспериментатор предлагал им все три вида деятельности и оставлял их на двадцать минут. Кроме того, родителей просили заполнить опросник о развитии языковых способностей их детей, и отдельно в ходе беседы выявлялся уровень грамотности и навык чтения у дошкольников.
Результаты показали, что при чтении книги матери больше значимо общались со своими детьми, чем при просмотре телевизора. По сравнению с игрой в игрушки, объем коммуникации при чтении книг значимо не отличался, однако, качество общения и степень отзывчивости матери во втором случае были выше. Читая книгу вместе с ребенком, родители использовали более активный стиль коммуникации и проговаривали вместе те слова, с которыми в повседневном общении ребенок редко сталкивался. Таким образом увеличивался словарный запас ребенка и его грамотность. Напротив, при просмотре телевизора позитивной обратной связи от матери поступало значительно меньше.
Ученые сделали вывод, что совместное чтение книг способствует большему общению матери и ребенка, и поднимает качество этой коммуникации на новый уровень, в то время как смотря вместе телевизор, мать и ребенок начинают общаться меньше. Этот вывод очень важен ввиду того, как много времени современные дети проводят перед телевизором. Чаще всего родители просто оставляют детей в это время одних, полностью лишая их общения и совместного взаимодействия. Важно не допускать этого, поскольку в данном возрасте дети особенно нуждаются в общении с родителями, это существенно для их правильного развития.
Источник: sciencedaily.
Статьи по теме:
- Amy I. Nathanson, Eric E. Rasmussen. TV Viewing Compared to Book Reading and Toy Playing Reduces Responsive Maternal Communication with Toddlers and Preschoolers. Human Communication Research, 2011; 37 (4): 465.
- Арчакова Т.О. Современные теории привязанности // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. №1.
- Арчакова Т.О. Современное отцовство: баланс между работой и семьей // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. №1.
- Орлов В.А. Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам // Психологическая наука и образование. 2003. №3.
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.В.
Психологическая
служба раннего возраста
(на примере ДОУ №47) // Психологическая наука и образование. 2005. №1. – C. 73-82. - Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68-74.