Совершив ошибку или не добившись желаемого результата, одни из нас опускают руки, считая, что если у них что-то не получилось с первого раза, то им не хватает на это способностей, и незачем даже продолжать попытки. Другие оценивают свои ошибки, стараются их исправить или восполнить пробелы в знаниях, и затем, со второй или третьей попытки достигают цели.
Джейсон Мозер из Мичиганского университета совместно со своими коллегами провел исследование, участниками которого стали люди, способные и не способные учиться на своих ошибках. Ученые предлагали им решать довольно простую задачу: нужно было как можно быстрее назвать центральную букву в ряду, состоящем из пяти букв. В одних случаях центральная бука совпадала с остальными (например, "МММММ"), в других - не совпадала, но была на них очень похожа (например, "ММИММ"). Разумеется, если выполнять это задание на время, ошибки неизбежны. Но ответив неправильно, большинство участников тут же это замечало.
Во время эксперимента регистрировались не только правильные и неправильные ответы, но и вызванные потенциалы мозга испытуемых. Вызванный потенциал - это специфический ответ мозга на определенный стимул или событие (второе его название - потенциал, связанный с событием), который выделяется из фоновой активности мозга путем ее усреднения в большом количестве проб.
В ответ на неожиданное изменение стимула (в нашем случае, появление на экране строки вида "ММИММ" среди строк вида "МММММ") выделяется вызванный потенциал, имеющих два характерных пика. Первый из них - так называемая негативность, связанная с ошибкой (error-related negativity, ERN). Она достигает максимальной амплитуды через 50 мс после неправильно данного ответа и имеет второе название "ERN на ответ". Однако, через 250 мс после ответа, когда испытуемый осознает, что он совершил ошибку, возникает вторая волна этого потенциала, которая была названа "ERN на обратную связь", поскольку осознание своей ошибки рассматривается как негативная обратная связь для испытуемого.
По результатам исследования Мозера обнаружилось, что амплитуды второй волны ERN существенно различались у двух групп испытуемых. Те, кто не только замечал свои ошибки, но и умел на них учиться, имели большую амплитуду ERN. Мозер полагает, что за этим скрывается механизм, помогающий нам адаптироваться к изменяющимся условиям среды за счет исправления собственных ошибок. В будущем они становятся более внимательны, что позволяет им точнее реагировать на происходящее.
Источник: ScienceDaily
Статьи по теме:
- Hajcak, G., Holroyd, C.B., Moser, J.S., & Simons, R.F. (2005). Brain potentials associated with expected and unexpected good and bad outcomes. Psychophysiology, 42, 161-170.
- Greg Hajcak, Nicole McDonald, Robert F. Simons. Error-related psychophysiology and negative affect. Brain and Cognition, 56. 2004. 189–197.
- Michael Falkenstein, Jorg Hoormann, Stefan Christ, Joachim Hohnsbein. ERP components on reaction errors and their functional significance: a tutorial. Biological Psychology, 51. 2000. 87–107.