Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Умеем ли мы учиться на своих ошибках и что про это говорят исследования мозга?

03.10.2011

Совершив ошибку или не добившись желаемого результата, одни из нас опускают руки, считая, что если у них что-то не получилось с первого раза, то им не хватает на это способностей, и незачем даже продолжать попытки. Другие оценивают свои ошибки, стараются их исправить или восполнить пробелы в знаниях, и затем, со второй или третьей попытки достигают цели.

Джейсон Мозер из Мичиганского университета совместно со своими коллегами провел исследование, участниками которого стали люди, способные и не способные учиться на своих ошибках. Ученые предлагали им решать довольно простую задачу: нужно было как можно быстрее назвать центральную букву в ряду, состоящем из пяти букв. В одних случаях центральная бука совпадала с остальными (например, "МММММ"), в других - не совпадала, но была на них очень похожа (например, "ММИММ"). Разумеется, если выполнять это задание на время, ошибки неизбежны. Но ответив неправильно, большинство участников тут же это замечало.

Во время эксперимента регистрировались не только правильные и неправильные ответы, но и вызванные потенциалы мозга испытуемых. Вызванный потенциал - это специфический ответ мозга на определенный стимул или событие (второе его название - потенциал, связанный с событием), который выделяется из фоновой активности мозга путем ее усреднения в большом количестве проб.

В ответ на неожиданное изменение стимула (в нашем случае, появление на экране строки вида "ММИММ" среди строк вида "МММММ") выделяется вызванный потенциал, имеющих два характерных пика. Первый из них - так называемая негативность, связанная с ошибкой (error-related negativity, ERN). Она достигает максимальной амплитуды через 50 мс после неправильно данного ответа и имеет второе название "ERN на ответ". Однако, через 250 мс после ответа, когда испытуемый осознает, что он совершил ошибку, возникает вторая волна этого потенциала, которая была названа "ERN на обратную связь", поскольку осознание своей ошибки рассматривается как негативная обратная связь для испытуемого.

По результатам исследования Мозера обнаружилось, что амплитуды второй волны ERN существенно различались у двух групп испытуемых. Те, кто не только замечал свои ошибки, но и умел на них учиться, имели большую амплитуду ERN. Мозер полагает, что за этим скрывается механизм, помогающий нам адаптироваться к изменяющимся условиям среды за счет исправления собственных ошибок. В будущем они становятся более внимательны, что позволяет им точнее реагировать на происходящее.

 

Источник: ScienceDaily

Статьи по теме:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS