Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Чем больше информационная нагрузка, тем более мы внимательны

20.10.2011

"Мы впервые показали, что внимание может направляться через один глаз, а не через оба, даже если вы не знаете, где будет предъявлено следующее изображение", - утверждает Пен Чжан, первый автор исследования, проведенного совместно с его коллегами из Университета Миннесоты И Цзян и Шен Хэ. Чем напряженнее работает зрительная система, и чем больше информационная нагрузка, тем более эффективно будет направляться внимание на целевой объект.

бинокулярное соревнованиеУченые из лаборатории Зрения и внимания факультета психологии Миннесотского университета провели два эксперимента, в каждом из которых участвовало по 6 человек в возрасте 20-29 лет. В условиях бинокулярного соревнования им предъявлялись два изображения, по одному на каждый глаз: одно изображение было мигающим паттерном, составленным из разноцветных квадратов (дистрактор), а другое - плавно меняющим свою яркость диском (целевой стимул). Оба изображения воспринимались как находящиеся в одном и том же месте зрительного поля, встледствие чего они накладывались друг на друга. При увеличении яркости целевого стимула он воспринимался как постепенно замещающий разноцветный паттерн.

Помимо этого, на один глаз на фоне стимула или дистрактора предъявлялась небольшая дополнительная цель, представляющая собой кружок, размер и цвет которого также менялись градуально независимо дргу от друга. Например, он мог становиться больше или меньше, при этом из красного превращаясь в серый. Задачей испытуемых былокак можно быстрее нажимать на кнопку всякий раз, когда кружок становился, скажем, большим и красным одновременно, а также нажимать на кнопку при каждом появлении целевого диска.

Такая сложная двойная задача на время реакции, по задумке ученых, должна была полностью занимать все имеющиеся ресурсы внимания. В результате было показано, что значительно быстрее испытуемые реагировали на целевой диск, когда он предъявлялся на тот же глаз, что и вторая цель - кружок.

порядок предъявления изображенийОднако, во втором эксперименте задание было еще более сложным. Испытуемому предъявлялось сразу два меняющих цвет и размер кружка, и задачей было отследивать синхронность их изменений - то есть, нажимать на кнопку, когда оба они становились красными и большими. Эта дополнительная заргузка приводила к тому, что эффективность и скорость решения задачи только увеличивались! Как и в первом эксперименте, при предъявлении магающих кружков и целевого диска на один глаз задача решалась лучше, тогда как если кружки предъявлялись на фоне дистрактора, эффективность решения падала еще больше по сравнению с экспериментом 1.

Из проведенного исследования Пен Чжан делает следующие выводы: вероятно, в зрительной системе существуют бинокулярные нейроны, которые собирают и обрабатывают информацию из обоих глаз. Затем они могут оценить, из какого глаза поступила та или ина порция зрительной информации и, следовательно, направить туда обратную связь, сообщая, что здесь нужно больше ресурсов внимания.

Исследование будет опубликовано в ближайшем номере журнала Psychological Science.

Источник: ScienceDaily.

Статьи по теме:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS