Несмотря на популярность социальных сетей, многие люди чувствуют себя одинокими и считают, что им не с кем поделиться значимыми для них темами. За последние двадцать лет количество одиноких людей даже выросло (об этом говорят данные соцопросов, проведеных на американской выборке) и составило не менее 25 %. Одиночество - важная проблема современного общества, однако ее изучению было посвящено неоправданно мало исследований. Например, было показано, что социально изолированные респонденты более агрессивны, меньше склонны к сотрудничеству с другими людьми и меньше ориентированы на общество.
Одна из таких работ, которая будет опубликована в 2012 году в журнале Journal of Consumer Research и уже сейчас доступна он-лайн, была связана с поведением потребителей-одиночек. В этой работе акцент сделан на то, как влияет одиночество и изоляция на отношение к товарам массового потребления: будут ли одинокие люди предпочитать тот продукт, который выбрало большинство, или же не последуют этому выбору.
Исследователей интересовало, в первую очередь, взаимодействие фактора одиночества и явления социального консенсуса. Социальный консенсус представляет собой некие принятые в жанном обществе нормы, неписанные договоренности об интерпретации и оценке универсальных явлений окружающего мира: времени, пространства, изменения, причины, судьбы, числа, отношения частей к целому и пр. Общепринятые трактовки этих характеристик образуют своеобразную «модель мира», сетку координат, которой пользуются люди при восприятии мира и построении его образа. Показано, что люди склонны доверять общепринятому отношению к таким явлениям и в большинстве случаев не проверять информацию о них.
В данном исследовании в качестве социального консенсуса выступало мнение других людей о тех или иных продуктах. Участникам исследования, среди которых в отдельную группу выделяли людей, считающих себя одинокими, информацию о продуктах и просили оценить их на основании информации о выборе других потребителей. Результаты показали, что одинокие респонденты были склонны не следовать мнению большинства и не выбирали тот продукт, о котором им было известно, что его предпочли 80% людей. Однако, если респондентам сообщалось, что информация об их выборе будет известна другим людям, они проявляли конформизм и соглашались с мнением большинства.
Литература:
-
Г.М. Андреева. К проблематике психологии социального познания.
-
Twenge, J. M. , Baumeister, R. F., DeWall, C. N., Ciarocco, N. J., & Bartels, J. M. (2007). Social exclusion decreases prosocial behavior. Journal of Personality and Social Psychology , 92, 56-66.
-
Jing Wang, Rui (Juliet) Zhu, Baba Shiv. The Lonely Consumer: Loner or Conformer? Journal of Consumer Research, April 2012 (published online July 12, 2011).