Широкое распространение интернета вызвало у исследователей социума как энтузиазм, связанный с огромными возможностями для общения во всемирной паутине, так и опасение, что пользователи интернета полностью уйдут в вирутальную среду и меньше внимания будут уделять непосредственному живому общению. Последнее было названо "парадоксом интернета": ученые предполагали, что созданная для общения среда приведет к негативным социальным последствиям.
Недавнее исследование Нэнси Шилдс и Джереми Кейна из Университета Миссури, опубликованное в журнале Cyberpsychology, посвящено связи между частотой и типами интернет-активности студентов и различными социальными и психологическими характеристиками, успеваемостью, а также злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Оценивались количество устройств, которые респонденты используют для выхода в интернет, частота его использования в среднем и в различных ситуациях - в университете, на работе, дома, а также виды деятельности: переписка по электронной почте, ощение в социальных сетях, на форумах, поиск информации, просмотр видео, новостных сайтов и др. В исследовании участвовало 215 студентов (74% опрошенных были женщины).
Как было показано в данной работе, частота пользования интернетом не была связана с симптомами депрессии, однако отдельные виды активности в Сети (просмотр новостей и видео, атакже привычка начинать день с выхода в интернет) уменьшали депрессивные проявления. Также ученые пришли к выводу, что пользование интернетом не идет во вред социальным взаимодействиям, а напротив, расширяет их диапазон.
С другой стороны, между частотой использования интернета и качеством эмоциональной связи с родными и значимыми людьми была обнаружена негативная связь. Средний балл успеваемости студентов имел как положительные, так и отрицательные корреляции с разными видами активности в интернете. К удивлению ученых, положительная связь была, в частности, между оценками в университете и посещением сайтов для взрослых. Однако, поскольку это было корреляционное исследование, нельзя сделать выводы о причинах таких связей.
Литература:
-
Shields, N., & Kane, J. (2011). Social and Psychological Correlates of Internet Use among College Students. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 5(1), article 2.
Статьи по теме:
-
Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – C. 143-147.
-
Поршнев А.В. Психологические аспекты эффективного использования Интернета в образовательных целях // Культурно-историческая психология. 2008. №3. – C. 43-50.
-
Туранская П.В. Ребенок и Интернет. Мифы и реальность (К вопросу о формировании когнитивных и языковых способностей у детей) // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. №2. – C. 139-142.