Маленькие дети обожают подражать взрослым. Спросите любого родителя и он вам ответит, что дети подражают звукам, мимике и действиям, которые они видят. Новое исследование, опубликованное в журнале Infant Behavior and Development, показало, что младенцы помимо прочего еще и способны видеть разницу между источниками из внешнего мира, заслуживающими доверия и нет. Оказывается, большинство младенцев не будут подражать взрослому, если он до этого их обманул.
Как и более старшие дети, младенцы запоминают, как вел себя в прошлом тот или иной человек, и затем используют эту информацию, чтобы решить, стоит ли у него учиться. К таким выводам пришла группа исследователей-психологов из Университета Конкордия под руководством Дианы Пулен-Дюбуа, профессора факультета психологии и сотрудника Центра исследований развития человека в этом университете.
В этом исследовании участвовали 60 младенцев в возрасте от 13 до 16 месяцев. Их разделили на 2 группы: в одной группе экспериментатор был честным, а в другой - вводил детей в заблуждение. Исследование состояло из двух этапов.
На первом этапе экспериментатор заглядывал внутрь коробки и выражал радость и удивление увиденным в ней. Он приглашал малышей самих посмотреть, лежит ли внутри игрушка, или же коробка пуста. Цель этого этапа заключалась в том, чтобы дети поняли, можно ли доверять этому взрослому.
На втором этапе тот же экспериментатор включал свет, но касался выключателя не рукой, а лбом. Затем он наблюдал, будут ли младенцы повторять его действия. В итоге оказалось, что только 34% малышей, которых обманули на первом этапе, стали повторять это странное действие. Напротив, среди тех младенцев, которые могли доверять экспериментатору, попытались включить свет лбом уже 61%.
Второй автор исследования, аспирантка факультета психологии Иви Брукер, отмечает, что таким образом было показано: младенцы склонны к имитации действий тех взрослых, кого они считают надежным источником информации и кому они склонны доверять.
Литература:
Diane Poulin-Dubois, Ivy Brooker, Alexandra Polonia. Infants prefer to imitate a reliable person. Infant Behavior and Development, 2011; 34 (2): 303.