Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Блог как зеркало души

13.01.2012

Все мы отличаемся друг от друга в своих привычках, способах выполнения тех или иных действий, характерных паттернах поведения. Особенности словоупотребления также могут многое рассказать о личности того или иного человека. В ряде исследований была показана систематическая связь между чертами личности и использованием языка в различных контекстах - начиная от письменных текстов и заканчивая структурированными интервью и анализом речи в обыденных жизненных ситуациях.

Новое исследование связи особенностей личности и использования языка в качестве материала для анализа использовало записи в блогах. Блогосфера является обширным источником использования письменной речи в условиях, максимально приближенным к естественым - по сути, это письменный аналог устной речи, которую можно услышать на улице.

Тал Яркони из Университета Колорадо проанализировал более семисот англоязычных блогов, каждый из которых велся как минимум в течение двух лет и содержал в среднем около 115 тысяч слов. Авторам этих блогов было предложено также заполнить личностные опросники. Три четверти авторов оказались женщинами, однако последующий анализ не выявил значимого влияния фактора пола на результаты исследования.

Анализ текстов показал, что слова, используемые блоггерами, относятся к 66 вербальным категориям (что оценивалось при помощи программы лингвистического анализа). Непараметрическая корреляция с личностными факторами Большой пятерки (экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, нейротизмом и открытостью опыту). Большинство корреляций, в том числе значимых, не превышают значений 0.2, и максимальный из полученных коэффициентов корреляции равен 0.32.

Приведем примеры наиболее сильных значимых корреляций, полученных в исследовании:

  • фактор нейротизма положительно коррелирует с использованием таки слов как ужасный (0.26), ленивый, хуже, депрессивный;
  • фактор экстраверсии - со словами бар (0.23), напитки, рестораны, танцы;
  • фактор открытости - со словами народ (0.32), люди, искусство, вселенная, поэзия;
  • фактор доброжелательности - со словами замечательно (0.28), вместе, посещать, утро, весна;
  • фактор добросовестности положительно коррелирует со словами сделано (0.25), приключения, отрицательно - со словами глупо (-0.22), скучно, отчаяние, экстремальный.

Полученные результаты согласуются с данными других исследований о том, что вопреки расхожему мнению, в интернете и, в частности, при ведении личного блога, люди не стремятся представить себя в идеализированном виде и не пытаются показаться другими, нежели они есть на самом деле, вне интернета. Записи в блогах и, в частности, словоупотребление указывают на те или иные личностные черты пишущего.

Литература:

 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»