Все мы отличаемся друг от друга в своих привычках, способах выполнения тех или иных действий, характерных паттернах поведения. Особенности словоупотребления также могут многое рассказать о личности того или иного человека. В ряде исследований была показана систематическая связь между чертами личности и использованием языка в различных контекстах - начиная от письменных текстов и заканчивая структурированными интервью и анализом речи в обыденных жизненных ситуациях.
Новое исследование связи особенностей личности и использования языка в качестве материала для анализа использовало записи в блогах. Блогосфера является обширным источником использования письменной речи в условиях, максимально приближенным к естественым - по сути, это письменный аналог устной речи, которую можно услышать на улице.
Тал Яркони из Университета Колорадо проанализировал более семисот англоязычных блогов, каждый из которых велся как минимум в течение двух лет и содержал в среднем около 115 тысяч слов. Авторам этих блогов было предложено также заполнить личностные опросники. Три четверти авторов оказались женщинами, однако последующий анализ не выявил значимого влияния фактора пола на результаты исследования.
Анализ текстов показал, что слова, используемые блоггерами, относятся к 66 вербальным категориям (что оценивалось при помощи программы лингвистического анализа). Непараметрическая корреляция с личностными факторами Большой пятерки (экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, нейротизмом и открытостью опыту). Большинство корреляций, в том числе значимых, не превышают значений 0.2, и максимальный из полученных коэффициентов корреляции равен 0.32.
Приведем примеры наиболее сильных значимых корреляций, полученных в исследовании:
-
фактор нейротизма положительно коррелирует с использованием таки слов как ужасный (0.26), ленивый, хуже, депрессивный;
-
фактор экстраверсии - со словами бар (0.23), напитки, рестораны, танцы;
-
фактор открытости - со словами народ (0.32), люди, искусство, вселенная, поэзия;
-
фактор доброжелательности - со словами замечательно (0.28), вместе, посещать, утро, весна;
-
фактор добросовестности положительно коррелирует со словами сделано (0.25), приключения, отрицательно - со словами глупо (-0.22), скучно, отчаяние, экстремальный.
Полученные результаты согласуются с данными других исследований о том, что вопреки расхожему мнению, в интернете и, в частности, при ведении личного блога, люди не стремятся представить себя в идеализированном виде и не пытаются показаться другими, нежели они есть на самом деле, вне интернета. Записи в блогах и, в частности, словоупотребление указывают на те или иные личностные черты пишущего.
Литература:
- Yarkoni, T. (2010). Personality in 100,000 Words: A large-scale analysis of personality and word use among bloggers. Journal of Research in Personality, 44, 363-373.