На протяжении столетий сплетни осуждались как пустая болтовня, которая может повредить репутации как распространяющего сомнительные факты, так и того, о чьей личной жизни они сообщают. Однако новое исследование ученых из Университета Калифорнии в Беркли поволяет предположить, что распространение слухов может иметь положительные результаты - в частности, оно помогает нам контролировать свои отрицательные привычки и антисоциальное поведение, в частности, манипуляции другими людьми, а также приводит к уменьшению уровня стресса.
"У сплетен сомнительная репутация, однако мы нашли доказательства того, что они играют важную роль в поддержании социальной иерархии и общественного порядка", - утверждает социальный психолог Роб Уиллер из Университета в Беркли. один из авторов исследования, опубликованного в январе 2012 года в электронном журнале Journal of Personality and Social Psychology.
О том, как люди обмениваются информацией о репутации других людей, до настоящего момента было известно немного. Авторы настояшего исследования ставят своей целью создание модели просоциальных сплетен - обмена отрицательной информацией о людях с целью обезопасить остальных от их антисоциального или манипулятивного поведения. Модель просоциальных сплетен строится по результатам четырех экспериментов: эксперименты 1-3 показали, что а) испытуемые, наблюдавшие антисоциальное действие другого, испытывают негативные эмоции и впоследствии неизбежно будут делиться информацией о произошедшем с потенциальной жертвой аморального поведения наблюдаемого персонажа; б) распространение такой информации снижает негативный эффект, вызыванный наблюдением антисоциального действия, и в) испытуемые, ориентированные наиболее просоциально, обладают наибольшей мотивацией в распространении таких сплетен, даже если это вредит их собственной репутации. Кроме того, негативный эффект от наблюдения антисоциальных действий при передаче сплетни у таких испытуемых редуцируется наиболее эффективно.
Четвертый эксперимент показал, что просоциальные сплетни способны значительно снижать уровень эгоистического поведения и способствовать сотрудничеству. В целом все полученные результаты подчеркивают роли просоциальных мотивов и отрицательных аффективных реакций на несправедливость в распространении информации о репутации в обществе. Авторы исследования предлагают способы использования полученных результатов в прикладных исследованиях кооперации и сотрудничества в широком контексте социальных групп.
Литература:
-
Matthew Feinberg, Robb Willer, Jennifer Stellar, and Dacher Keltner. 2012. "The Virtues of Gossip: Reputational Information Sharing as Prosocial Behavior." Journal of Personality and Social Psychology. Jan 9, 2012.