В ряде исследований, проведенных за последние несколько лет, было показано, что верующие люди обладают более высокой социальной самооценкой и лучше психологически приспособлены к жизни в обществе. Однако, в недавней работе, опубликованой в журнале Psychological Science в начале января 2012 года, международная команда исследователей из университетов Германии и Великобритании приходит к выводу, что описанный принцип работает только в тех странах, где общий уровень религиозности и процент верующих людей высок, тогда как в странах, где население по большей части причисляет себя к атеистам, напротив, верующие хуже приспособлены и имеют более низкую социальную самооценку.
Гипотеза "религия как социальная ценность", выдвинутая одним из авторов исследования Константином Седикисом, утверждает, что следствием высокой социальной значимости религии в том или ином обществе является высокая социальная оценка данным обществом своих верующих членов. Следовательно, такие высоко оцененные обществом люди обладают более высокой самооценкой и психологической приспособленностью.
Из этой гипотезы также следует, что чем выше ценится религия в том или ином обществе, тем больше психологических и социальных преимуществ будут иметь в нем верующие, и наоборот.
Метод, которым воспользовались ученые для проверки этой гипотезы, заключался в следующем. Использовались анонимные данные 188 тысяч человек, заполнивших анкету на сайте знакомств. Анкета включала как вопросы о значимости религии для каждого из респондентов, так и вопрос о стране проживания. Также людей просили оценить по семибалльной шкале, насколько хорошо каждое из прилагательных описывает их самих: "приспосабливаемый", "спокойный", "жизнерадостный", "довольный", "энергичный", "здоровый", "оптимистичный", "позитивный", "веселый" и "решительный". Кроме того респонденты заполнили адаптированную версию опросника, оценивающего самооценку - в частности, респонденты указывали, насколько у них развиты социальные навыки, такие как приобретение новых друзей, или насколько им легко вступить в разговор с незнакомыми людьми.
Всего включенные в анализ анкеты заполнялись респондентами из 11 европейских стран, начиная с таких как Швеция (где процент атеистов самый большой в Европе) и заканчивая Польшей, где более 90% населения - глубоко верующие (в основном, католики). Размеры выборок для каждой из стран уравнивались.
Анализ данных показал, что оценки по описанным выше шкалам были осгласованы с общим фактором удовлетворенности жизнью, положительных эжмоций, оптимизма и благополучия. Что касается уровня религиозности, то он вычислялся исходя из средних оценок религиозности представителей этой страны и их заинтересованности в принадлежности к церкви. Также использовались данные веемирного опроса "занимает ли религия важное место в Вашей жизни", проведенного агенством Gallup.
Общие результаты подтвердили выдвинутую исследователями гипотезу: эффект увеличения социальной самооценки у верующих людей варьируется в зависимости от уровня значимости религии в том или ином обществе. Это относится не только к различным европейским странам: в дальнейшем ученые планируцют проверить эту гипотезу на отдельных городах внутри одной и той же страны и, наример, на университетских сообществах с разным средним уровнем религиозности.
Литература:
-
Gebauer, J. E., Sedikides, C., & Neberich, W. (in press). Religiosity, social self-esteem, and psychological adjustment: On the cross-cultural specificity of the psychological benefits of religiosity. Psychological Science. Advance online publication. doi: 10.1177/0956797611427045.