Кристофер Карпентер из Университета Западного Иллинойса провел широкомасштабное исследование нарциссических склонностей пользователей фейсбука по всему миру. Нарциссизм Карпентер определяет как "всеобъемлющее ощущение собственного превосходства, потребность в восхищении и чрезмерное самомнение".
По мнению автора исследования, для среднестатистической нарциссической личности фейсбук и другие социальные сети предоставляют сотни возможностей для самопрезентации, новых поверхностных знакомств и эмоционально не насыщенной коммуникации. Более того, в социальных сетях у пользователя имеется значительная степень свободы самовыражения и контроля за тем, как его интернет-образ воспринимается и оценивается другими пользователями.
Карпентер попросил около 300 пользователей фейсбука заполнить опросник NPI, выявляющий нарциссический склад личности. Оценивались способы самопрезентации пользователей, такие как обновление статуса, заполнение информации о себе, публикация фотографий и интересов, а также антисоциальное поведение: чрезмерное стремление к социальной поддержке, отрицательные эмоции вплоть до гнева при долгом отсутствии комментариев к обновленному статусу, месть за негативные комментарии в виде публикации отрицательных отзывов об этом пользователе и удаление его из списка друзей.
Основная гипотеза исследования заключалась в следующем: результаты по шкале опросника, отражающей так называемый "грандиозный эксгибиционизм", будут коррелировать с активностью пользователя с целью самопрезентации и создания положительного впечатления о себе, а результат по шкале эксплуатации будет связан с агрессивным и антисоциальным поведением.
Гипотезы автора подтвердились. При этом самооценка оказалась не связана с самопрезентирующими действиями и отрицательно связана с некоторыми видами антисоциального поведения.
По словам Кристофера Карпентера, если социальные сети представляются пользователям удобным интсрументом для поднятия самооценки и восстановления высокого статуса своего эго, а также местом поиска одобрения со стороны социума, то чрезвычайно важно распознать потенциальные опасности и отрицательные последствия коммуникации в социальных сетях и типы личности тех, кто оказывается вовлечен в такую коммуникацию.
Литература:
-
Christopher J. Carpenter. Narcissism on Facebook: Self-promotional and anti-social behavior. Personality and Individual Differences, 2012; 52 (4): 482.
По теме:
-
Цикл лекций Дмитрия Соловьева о принципах общения в социальных сетях.