Сара Мур, исследователь из Университета Альберты, занимается исследованием того, как пересказ памятных событий из своей жизни влияет на нашу эмоциональную оценку этих событий. Она утверждает, что когда рассказчик анализирует или думает об эмоциональных моментах, например, интересной поездке или семейном торжестве, яркость эмоций, которые он при этом переживает, постепенно уменьшается. Однако, она замечает, что если речь идет о более мелких и практических событиях, например, покупке и опыте использования нового смартфона, анализ и размышления об этом увеличат интенсивность переживаемых эмоций.
Согласно Мур, ее исследование затрагивает доселе практически не изученную область исследования психологии потребления.
"Никто никогда не спрашивал: что случится со мной, если я расскажу друзьям, как замечательно вчера сходил в ресторан," - говорит Сара Мур. - "Мы предполагаем, что услышав хороший отзыв, ваш друг захочет сходить в этот ресторан, но как факт вашего рассказа отражается на вас самих?" По словам исследователя, это направление чрезвычайно важно, поскольку от него зависит, пойдете ли вы снова в этот ресторан, расскажете ли еще кому-то про него, и т.д., и все это может быть использовано в изучениии поведения потребителей.
Когда с нами происходит эмоционально насыщенное событие, мы переживаем связанные с ним эмоции и чувства. Рассказывая о произошедших событиях, мы можем описать и то, что мы переживали, и таким образом закрепить наши эмоции. Однако, когда мы начинаем анализировать то, что же с нами произошло, вся эмоциональная сторона сводится к минимуму. Мур говорит, что этот процесс чем-то напоминает работу клинических психологов, которые помогают своим пациентам пережить травматический опыт при помощи подробного анализа событий.
Мур дает совет: если вы хотите сохранить эмоцию, не нужно обдумывать, по какой причине она возникла. Если же событие затрагивало практическую сторону больше, чем эмоциональную, если проживая некоторый опыт, вы активно использовали мышление, то повторное обдумывание может привести к увеличению интенсивности эмоций и большей уверенности в оценках.
Литература:
-
Moore, Sarah G. (2012). Some Things are Better Left Unsaid: How Word of Mouth Influences the Storyteller // Journal of Consumer Research.