Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Вращающиеся змеи: чтобы увидеть иллюзию движения, нужно моргнуть

02.05.2012

Исследователи из Неврологического института Бэрроу в Фениксе, Аризона, провели исследование того, как зрительные иллюзии обманывают наш мозг. Для этого Сюзана Мартинес-Конде, Стив Макник и их коллеги показывали испытуемым известную иллюзию "вращающиеся змеи". Этот рисунок, созданный японским профессором Акиеши Китаокой, представляет собой иллюзию движения, возникающую благодаря чередованию контрастных областей.

Участники эксперимента рассматривали иллюзию со змеями в течение определеного времени и должны были нажимать на кнопку всякий раз, когда они видели, что змеи начали двигаться, и отпускать кнопку, когда они замирали. Регистрация движений глаз показала, что непосредственно перед тем, как испытуемые воспринимали движение, они либо моргали, либо производили саккады. И наоборот, после того, как глаза в течение некоторого времени оставались относительно неподвижными, испытуемые сообщали о прекращении иллюзорного движения.

Предыдущие исследования этой иллюзии показали, что восприятие движения происходило, когда наблюдатель совершал медленные прослеживающие движения глаз, рассматривая картинку. Однако, в настоящей работе регистрация движений глаз восьми добровольцев позволила выявить, что иллюзорное движение было вызвано быстрыми движениями глаз, или саккадами, многие из которых происходят с такой большой скоростью, что не осознаются самими испытуемыми.

Быстрые движения глаз, а также моргания заставляют геометрических змей "танцевать". Мартинес-Конде говорит, что зрительные иллюзии демонстрируют нам, как мозг формирует ментальные репрезентации, далеко не всегда правильно отражающие свойства физического мира. Исследуя иллюзии, таким образом, мы можем изучить механизмы, при помощи которых мозг отражает наш опыт осознанного восприятия мира. Исследование иллюзий восприятия в норме и патологии может также помочь в создании реабилитационных программ для пациентов с повреждением зон мозга, связанных с восприятием.

Литература:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS