Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Билингвизм улучшает музыкальный слух, память и внимание

28.04.2012

Последние результаты, полученные исследователями из Северо-западного Университета Чикаго, впервые подтвердили наличие биологических связей билингвизма и системы в мозге, отвечающей за слуховое восприятие. Расширенный опыт восприятия и воспроизведения звуков различных языков, порой совершенно непохожих по фонетике, позволяет тонко настроить активность аудиальной системы, а также увеличивает объем рабочей памяти и улучшает внимание.

Виорика Мэриан, специалист по билингвизму из Чикаго, в сотрудничестве с нейрофизиологом Ниной Краус, занимающейся мозговыми механизмами слуха, исследовали, как билингвизм изменяет наш мозг. В частности, их интересовали подкорковые области, в которые стекается информация как непосредственно из сенсорных зон, обеспечивающих слух, так и из корковых областей, связанных с познавательными процессами высокого уровня.

Нина Клаус уже показала в своих работах, что музыкальное образование и постоянное повышение уровня исполнительского мастерства у музыкантов улучшает эффективность обработки воспринимаемой на слух речи. Теперь исследователей интересует, может ли билингвизм обепечивать такой же эффект, а также может ли он влиять на низкоуровневую обработку слухового сигнала в стволовых отделах мозга.

Статья, опубликованная в журнале Национальной академии наук США, рассказывает о результатах проведенного исследования. Ее авторы действительно обнаружили, что опыт владения двумя языками изменяет ответ нашей нервной системы на звук.

Мэриан говорит: "Люди решают кроссворды, чтобы упражнять свой мозг. Но это происходит автоматически у тех, у кого два родных языка. Похоже, что преимущества билингвизма чрезвычайно сильны и распространяются не только на восприятие звуков, но также и на память и внимание".

Проведенный эксперимент заключался в следующем: у добровольцев-подростков, 23 из которых были англо-испанскими билингвами, и еще 25 знали только английский язык, регистрировались потенциалы ствола мозга в ответ на сложные звуковые события. Звуки предъявлялись в двух условиях: на фоне шума и без него. В условии без шума потенциалы мозга обеих групп испытуемых не различались, тогда как в зашумленном условии мозг билингвов значимо лучше распознавал базовую частоту прослушиваемого звука, что обеспечивало более точную его категоризацию.

По словам исследователей, у билингвов внимание в большей степени направлено на релевантные звуки, и шум отсекается с большей эффективностью. В отличие от распространенного мнения, что билингвизм приводит к смешению двух языков и даже к заиканию ребенка, ученые показали, что он предоставляет уникальные возможности по контролю поступающей в мозг сенсорной информации.

Литература:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS