Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Хорошо быть первым: из равнозначных альтернатив мы предпочитаем самую первую

05.07.2012

То, как мы делаем свой выбор, зависит от многих факторов, однако новые исследования показали, что лди значительно чаще предпочитают выбрать самую первую из предложенных альтернатив, будь то первый ответ в тесте с несколькими вариантами или первое блюдо в меню. Первый вариант кажется нам лучшим с вероятеностью, превышающей случайный уровень.

Статья Даны Карни из Университета Беркли под названием "Первый значит лучший" ("First is Best") опубликована в новом номере журнала PLoS ONE. Исследование включало три серии. Участникам предлагалось как можно быстрее выбрать одну из предлдоженных им альтернатив: например, одного из продавцов-консультантов или один из предложенных продуктов.

Авторы исследования показали, что чаще всего выбор падал на самый первый из последовательно предлагаемых объектов или людей. В статье отмечается, что полученные результаты могут иметь широкое практическое применение - прежде всего, в области потребления. Особенно сильно первая опция перевешивает все остальные в тех случаях, когда выбор должен бытьь сделан быстро и без особых размышлений.

В исследовании приняли участие 123 человека. Их просили оценивать две команды, двух мужчин и двух женщин-консультантов. Сначала участникам представляли две команды в игре и быстро просили присоединиться к одной из них. Затем им говорилось, что согласно правилам игры, они покупают машину и должны быстро, не задумываясь, решить, с которым из консультантов в салоне они будут общаться - например, с Джимом или с Джоном. Затем такой же выбор нужно было сделать относительно двух консультантов-женщин, которых последовательно представляли, например, как Лизу и Мэри.

Результаты оценивались как по устному ответу, наример, когда участник говорил, что предпочитает работать с Лизой, а также по времени реакции при оценке каждого из представленных людей. Оказалось, что независимо от вербальных ответов, по времени реакции можно было сделать выбод о предпочтении первой из альтернатив в каждом случае.

Затем исследователи опросили 207 пассажиров пригородных поездов, предлагая им на выбор два варианта жевательной резинки. Выбор также просили делать как можно быстрее. Резкльтаты оказались согласованными с первым исследованием: когда нужно было решать быстро, в большинстве случаев участники предпочитали предмет, показанный первым.

Однако, не только в сфере потребления первый значит лучший. В третьей серии исследоваания 31 участника просили быстро оценить, какой из двух преступников больше заслуживает совобождения, а кого следдует посадить в тюрьму. Свое мнение участники выносили после быстрого просмотра фотографий двух преступников-рецидивистов, сфотографированных в полицейском участке и имеющих примерно одинаковое строение и выражение лица. И снова первый из предъявленных преступников заслуживал, по мнению опрошенных, помилования гораздо чаще, чем второй.

Почему же порядок так сильно влияет на наши предпочтения? Согласно авторам статьи, здесь работает эволюционный механизм: "Предпочтение первого объекта своим происхождением обязано эволюции, в которой наиболее успешно адаптируются те, кто был первым". Это сходно, по мнению исследователей, с так называемым механизмом импринтинга, вследствие действия которого новорожденные детеныши предпочитают следовать за первым объектом, который они увидели, родившись, так как им в большинстве случаем оказывается мать малышей.

Литература:

  • Dana R. Carney, Mahzarin R. Banaji. First Is Best. PLoS ONE, 2012; 7 (6): e35088.
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS