То, как мы делаем свой выбор, зависит от многих факторов, однако новые исследования показали, что лди значительно чаще предпочитают выбрать самую первую из предложенных альтернатив, будь то первый ответ в тесте с несколькими вариантами или первое блюдо в меню. Первый вариант кажется нам лучшим с вероятеностью, превышающей случайный уровень.
Статья Даны Карни из Университета Беркли под названием "Первый значит лучший" ("First is Best") опубликована в новом номере журнала PLoS ONE. Исследование включало три серии. Участникам предлагалось как можно быстрее выбрать одну из предлдоженных им альтернатив: например, одного из продавцов-консультантов или один из предложенных продуктов.
Авторы исследования показали, что чаще всего выбор падал на самый первый из последовательно предлагаемых объектов или людей. В статье отмечается, что полученные результаты могут иметь широкое практическое применение - прежде всего, в области потребления. Особенно сильно первая опция перевешивает все остальные в тех случаях, когда выбор должен бытьь сделан быстро и без особых размышлений.
В исследовании приняли участие 123 человека. Их просили оценивать две команды, двух мужчин и двух женщин-консультантов. Сначала участникам представляли две команды в игре и быстро просили присоединиться к одной из них. Затем им говорилось, что согласно правилам игры, они покупают машину и должны быстро, не задумываясь, решить, с которым из консультантов в салоне они будут общаться - например, с Джимом или с Джоном. Затем такой же выбор нужно было сделать относительно двух консультантов-женщин, которых последовательно представляли, например, как Лизу и Мэри.
Результаты оценивались как по устному ответу, наример, когда участник говорил, что предпочитает работать с Лизой, а также по времени реакции при оценке каждого из представленных людей. Оказалось, что независимо от вербальных ответов, по времени реакции можно было сделать выбод о предпочтении первой из альтернатив в каждом случае.
Затем исследователи опросили 207 пассажиров пригородных поездов, предлагая им на выбор два варианта жевательной резинки. Выбор также просили делать как можно быстрее. Резкльтаты оказались согласованными с первым исследованием: когда нужно было решать быстро, в большинстве случаев участники предпочитали предмет, показанный первым.
Однако, не только в сфере потребления первый значит лучший. В третьей серии исследоваания 31 участника просили быстро оценить, какой из двух преступников больше заслуживает совобождения, а кого следдует посадить в тюрьму. Свое мнение участники выносили после быстрого просмотра фотографий двух преступников-рецидивистов, сфотографированных в полицейском участке и имеющих примерно одинаковое строение и выражение лица. И снова первый из предъявленных преступников заслуживал, по мнению опрошенных, помилования гораздо чаще, чем второй.
Почему же порядок так сильно влияет на наши предпочтения? Согласно авторам статьи, здесь работает эволюционный механизм: "Предпочтение первого объекта своим происхождением обязано эволюции, в которой наиболее успешно адаптируются те, кто был первым". Это сходно, по мнению исследователей, с так называемым механизмом импринтинга, вследствие действия которого новорожденные детеныши предпочитают следовать за первым объектом, который они увидели, родившись, так как им в большинстве случаем оказывается мать малышей.
Литература:
-
Dana R. Carney, Mahzarin R. Banaji. First Is Best. PLoS ONE, 2012; 7 (6): e35088.