Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Звуки музыки: как мы воспринимаем тембр

06.11.2012

Исследование, опубликованное в журнале PLOS Computational Biology, позволяет по-новому взглянуть на нейронные механизмы, лежащие в основе нашего восприятия музыкального тембра. Мунья Элилали и его коллеги из Университета Джона Хопкинса построили основанную на результатах исследований на человеке и животных математическую модель распознавания звуков и суждений относительно их тембра.

Основной вклад в наше восприятие музыки и других звуков вносит тембр. Тембр - это понятие, которое сложно описать количественно - оно не основано на длительности, громкости или высоте звука. Мы говорим о тембре, когда определяем, какой инструмент играет - например, скрипка или саксофон.

Исследователи из Университета Джона Хопкинса поставили перед собой задачу создать математическую модель, которая бы описывала то, как мозг получает информацию о звуке, выделяет особенности звучания и как в мозге представлено понятие тембра.

Авторами была предложена модель, точно воспроизводящая преобразование звуков в нейронные сигналы, происходящее в определенных зонах коры и подкорки. Эта модель смогла с точностью 98,7% различить звуки 13 инструментов!

Предложенная модель, по словам исследователей, описывает то, как слушатель принимает решение относительно источника звука. В одном из экспериментов 20 участников просили прослушивать пары звуков, произведенных разными инструментами, и оценивать, насколько они сходны между собой. Например, оказалось, что скрипка и виолончель воспринимаются как звучащие более похоже, чем скрипка и флейта. Кроме того, также было показано, что духовые и ударные отличаются друг от друга сильне всего, затем идут струнные и ударные, и менее заметны различия в тембре струнных и духовых инструментов. Все эти различия в тембре также были воспроизведены и компьютерной моделью.

Элилали говорит, что "еще так много нужно узнать относительно того, как человеческий мозг обрабатывает информацию о музыкальном тембре, чтобы использовать это знание для создания более продвинутых компьютерных систем и технологий распознавания звука".

 

Литература:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS