Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Субъективное отношение к армии у российской молодежи

16.11.2012

15 ноября в России отмечается День призывника. Он установлен 20 лет назад распоряжением президента России. Дата призвана повысить общегосударственную значимость и престиж воинской службы, улучшить военно-патриотическое воспитание молодежи. Во всех городах, где есть войсковые части, устраиваются праздники, военкоматы проводят консультации для родителей призывников, организуют посещения войсковых частей. Призывники встречаются с ветеранами Великой Отечественной и других войн, посещают военные музеи, места наиболее известных исторических баталий.

В ходе недавно проведенного объемного исследования  были получены новые эмпирические данные, раскрывающие специфику субъективного отношения к российской армии представителей различных категорий современной отечественной молодежи: курсантов военного училища; молодых сотрудников «неармейских» силовых структур; студентов; старшеклассников; молодых служащих и рабочих, отслуживших и не отслуживших срочную службу. Был описан характер субъективного отношения к российской армии разностатусных представителей этих категорий молодежи.

Если сравнивать эмоциональную составляющую субъективного отношения к армии, то курсанты военного училища и молодые сотрудники «неармейских» силовых структур наиболее ярко демонстрируют выраженную эмоциональную настроенность на «армейские проблемы» (причем по этому компоненту хоть и незначимо, но все же курсанты «проигрывают»). Другое дело, что подобная ситуация порождена не столько значимостью именно эмоционального компонента в рамках субъективного отношения представителей актуально «негражданской» молодежи, сколько в принципе качественно более интенсивной «отношенческой активностью» этих двух категорий испытуемых к «армейской проблематике» по сравнению с другими категориями испытуемых.

Статусная позиция молодых людей в рамках реально функционирующих контактных сообществ качественно влияет на особенности субъективного отношения к российской армии. При этом высокостатусные и среднестатусные молодые люди, отслужившие срочную службу (вне зависимости от конкретных обследованных категорий — и курсанты, и представители «неармейских» силовых структур, и молодые рабочие и служащие, отслужившие срочную службу), не различаются по интенсивности компонентной представленности в «отношенческой активности» к российской армии. В то же время отслужившие срочную службу аутсайдеры качественно по-иному относятся к российской армии по сравнению с высокостатусными и среднестатусными — эмоциональный компонент их субъективного отношения к «армейским проблемам» и поступочная составляющая по своей интенсивности выражены принципиально ярче.

Авторы исследования, опубликованного в журнале "Социальная психология и общество", предлагают на основании полученных результатов формировать целенаправленные программы военно-патриотического воспитания молодежи, учитывая принципиально различную «покомпонентную» ориентацию представителей различных категорий современной отечественной молодежи. Программы военно-патриотического воспитания должны быть специализированы в плане своей акцентированности, т. е. в содержательном плане эмоционально, познавательно, практически или поступочно ориентированы. Следует таким образом «форматировать» программы, чтобы они работали в разрушающем плане, когда речь идет об отношенческо-негативном характере восприятия армии адресатом, или в поддерживающее-укрепляющем плане, когда речь идет об отношенческо-позитивном характере восприятия армии. Необходимо сбалансированное соотнесение психологически корректирующих и психологически созидающих военно-патриотических личностно развивающих программ не столько обучающей, сколько воспитывающей целевой направленности.

Литература:

 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»