15 ноября в России отмечается День призывника. Он установлен 20 лет назад распоряжением президента России. Дата призвана повысить общегосударственную значимость и престиж воинской службы, улучшить военно-патриотическое воспитание молодежи. Во всех городах, где есть войсковые части, устраиваются праздники, военкоматы проводят консультации для родителей призывников, организуют посещения войсковых частей. Призывники встречаются с ветеранами Великой Отечественной и других войн, посещают военные музеи, места наиболее известных исторических баталий.
В ходе недавно проведенного объемного исследования были получены новые эмпирические данные, раскрывающие специфику субъективного отношения к российской армии представителей различных категорий современной отечественной молодежи: курсантов военного училища; молодых сотрудников «неармейских» силовых структур; студентов; старшеклассников; молодых служащих и рабочих, отслуживших и не отслуживших срочную службу. Был описан характер субъективного отношения к российской армии разностатусных представителей этих категорий молодежи.
Если сравнивать эмоциональную составляющую субъективного отношения к армии, то курсанты военного училища и молодые сотрудники «неармейских» силовых структур наиболее ярко демонстрируют выраженную эмоциональную настроенность на «армейские проблемы» (причем по этому компоненту хоть и незначимо, но все же курсанты «проигрывают»). Другое дело, что подобная ситуация порождена не столько значимостью именно эмоционального компонента в рамках субъективного отношения представителей актуально «негражданской» молодежи, сколько в принципе качественно более интенсивной «отношенческой активностью» этих двух категорий испытуемых к «армейской проблематике» по сравнению с другими категориями испытуемых.
Статусная позиция молодых людей в рамках реально функционирующих контактных сообществ качественно влияет на особенности субъективного отношения к российской армии. При этом высокостатусные и среднестатусные молодые люди, отслужившие срочную службу (вне зависимости от конкретных обследованных категорий — и курсанты, и представители «неармейских» силовых структур, и молодые рабочие и служащие, отслужившие срочную службу), не различаются по интенсивности компонентной представленности в «отношенческой активности» к российской армии. В то же время отслужившие срочную службу аутсайдеры качественно по-иному относятся к российской армии по сравнению с высокостатусными и среднестатусными — эмоциональный компонент их субъективного отношения к «армейским проблемам» и поступочная составляющая по своей интенсивности выражены принципиально ярче.
Авторы исследования, опубликованного в журнале "Социальная психология и общество", предлагают на основании полученных результатов формировать целенаправленные программы военно-патриотического воспитания молодежи, учитывая принципиально различную «покомпонентную» ориентацию представителей различных категорий современной отечественной молодежи. Программы военно-патриотического воспитания должны быть специализированы в плане своей акцентированности, т. е. в содержательном плане эмоционально, познавательно, практически или поступочно ориентированы. Следует таким образом «форматировать» программы, чтобы они работали в разрушающем плане, когда речь идет об отношенческо-негативном характере восприятия армии адресатом, или в поддерживающее-укрепляющем плане, когда речь идет об отношенческо-позитивном характере восприятия армии. Необходимо сбалансированное соотнесение психологически корректирующих и психологически созидающих военно-патриотических личностно развивающих программ не столько обучающей, сколько воспитывающей целевой направленности.
Литература:
-
Кондратьев М.Ю., Мешков И.А. Социально-психологические особенности субъективного отношения представителей различных категорий современной отечественной молодежи к российской армии // Социальная психология и общество. 2012. № 2. C. 97-115.