Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
22 января - день рождения Людмилы Ивановны Новиковой

22.01.2013

Л.И. Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки, Белоруссия. В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ.

Вся жизнь Людмилы Ивановны была связана с народным образованием. Начинала она свой профессиональный путь как учитель математики. В эвакуации почти до самого окончания Великой Отечественной войны работала в одной из школ Алтайского края, вела математику, физику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. В 1944 году стала директором средней школы в Московской области. С 1951 г. Л.И. Новикова работает в системе Академии педагогических наук: начав аспиранткой, она прошла все ступени профессионального роста. В 1990 году ее избрали действительным членом АПН СССР, с 1993 года она является академиком РАО.

Имя Л.И. Новиковой в педагогической науке связано, прежде всего, с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А.С.Макаренко, проблем трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Она явилась основоположником теории воспитательных систем и теории воспитательного пространства. В круг ее научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание Л.И. Новикова внимание уделяла применению системного подхода в педагогике.

Академик Новикова создала самую масштабную и практико ориентированную научную школу в отечественной педагогике. «Незримый колледж Новиковой» - так говорили про ее учеников и соратников. На счету этого колледжа - теория детского коллектива, разработка методологии воспитания, подходов к личности ребенка как к цели, объекту, субъекту и результату воспитания, а самое главное - внедрение в педагогическую науку системного подхода. На этой основе четверть века назад началась разработка теории воспитательных систем, которая в последнее десятилетие дополнена концепцией воспитательного пространства.

«Воспитание успешно, если оно системно», - говорила Людмила Ивановна. Следовательно, создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании.

Л.И. Новикова всегда живо интересовалась психологией, философией, социологией. Не случайно многие исследования, выполненные под ее руководством, носят междисциплинарный характер. Становление научной школы академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой пришлось на начало 70-х годов ХХ века, когда она вместе со своими соратниками А.Т. Куракиным и академиком Х.Й.Лийметсом активно разрабатывали теорию детского коллектива.

За время существования научной школы из ее «стен» вышли такие известные ученые, как член-корр. РАО А.В.Мудрик, член-корр. РАО О.С.Газман, член-корр. РАО, народный учитель СССР В.А.Караковский, д.пед.н., профессор Н.Л.Селиванова, д.пед.н., проф. С.Д.Поляков и др. Всего же в рамках школы подготовлено около 30 докторов и более 90 кандидатов педагогических наук.

Научной школой Л.И.Новиковой разработан целый ряд теорий: теория детского коллектива, теория воспитательных систем, теория воспитательного пространства, имеющих принципиальное значение для отечественной педагогической науки и востребованных образовательной практикой (о последнем говорит хотя бы тот факт, что в 12 регионах России действуют общественные лаборатории по теории и практике воспитательных систем, а Министерство образования РФ провело в 2001 году 1-ый Всероссийский конкурс воспитательных систем, в котором приняло участие более 500 образовательных учреждений (объявлен 2-й конкурс, который состоится весной 2004 года)).

Сегодня в рамках научной школы исследуются проблемы формирования социальной реальности средствами воспитательной практики, развития личностно-профессиональной позиции педагога, воспитательного потенциала детско-взрослых бытийных общностей, воспитания самостоятельности у младших школьников и толерантности у подростков, поддержки подростков и юношества в ситуациях выбора и поиска смысла жизни и т.д. Активно разрабатываются такие гуманитарные подходы к воспитанию, как философско-антропологический, герменевтический, синергетический, средовой, событийный, позиционный.

В работу научной школы в логике междисциплинарного подхода интегрированы философы, психологи, акмеологи, социологи. В рамках научной школы подготовлены и изданы десятки книг по проблемам воспитания. Книга В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» в 1997 году удостоена Премии Президента РФ в области образования. Научная школа поддерживает активные контакты с научными центрами стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), ближнего (Эстония) и дальнего (Германия, США) зарубежья.

Источник: Центр теории воспитания ИТИП РАО.

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS