Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Домашние животные или игрушки: кого или что предпочитают маленькие дети?

05.02.2013

Старшие дети, определенно, проявляют больший интерес к живым существам - домашним питомцам. Вопрос о том, что больше привлекает младенцев - животные или игрушки - до сих пор практически не изучался систематически, особенно когда дело касается не изображений, а настоящих животных.

Ванесса Лобю и ее коллеги начали с того, что делали видеозаписи поведения 38 детей в возрасте около 2 лет в то время, когда они играли в комнате, в которой на полу располагались 14 чрезвычайно привлекательных игрушек и два вида животных: хомяк в клетке и экзотическая рыбка в аквариуме. Животные находились в противоположных концах комнаты.

Во время десятиминутной игровой сессии один из родителей ребенка присутствовал в комнате, однако сидел в углу и не вмешивался в игровой процесс. Основной результат исследования заключается в том, что младенцы значительно чаще интересовались животными, чем двумя наиболее интересными игрушками: куклой и самолетом. Кроме того, дети более интенсивно жестикулировали, указывая на животных, чаще упоминали их и задавали больше вопросов о них.

Во втором эксперименте дизайн исследования был схожим, однако на этот раз в комнате было четыре игрушки и четыре вида животных: рыбка, хомяк, тарантул и ярко окрашенная змея. Кроме того, после пяти минут игры ребенка в одиночестве взрослому разрешалось присоединиться к нему.

Во второй части исследования приняли участие 38 детей, не участвовавших в первой. Их средний возраст был 28 месяцев. И снова, как и в первом эксперименте, они больше интересовались животными, чем игрушками - как и их родители. И родители, и дети играли с пауком и змеей с некоторой опаской, что подтверждает результаты предыдущих исследований, показавших, что младенцы испытывают страх при виде таких существ.

Конечно, наиболее очевидной критикой данного исследования может быть то, что животные - одушевленные, а игрушки - неодушевленные объекты окружающего мира. Ученые отметили, что приняли это во внимание и специально выбрали относительно неактивных животных для исследования, а их клетки и аквариум были достаточно небольшими. Например, хомяк во время проведения исследований просто спал.

И наконец, в третьей части исследования ученым пришлось пожертвовать некоторой долей реализма ситуации в пользу большего экспериментального контроля. На этот раз детям показывали пары объектов - настоящее животное в клетке и его игрушечную копию, закрепленную на полке. Животные, участвовавшие в этом эксперименте - хомяк, рыбка и геккон.

Если дети играли в одиночку, как в первой серии, они больше времени проводили, взаимодействуя с животными. Когда к ним присоединялись родители, они еще больше времени общались с настоящими животными, что позволяет предположить, что участие родителей в игре усиливает интерес детей к животным.

По словам ученых, "дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы понять, почему и дети, и взрослые проявляют больший интерес к животным, чем к другим объектам, и есть ли от этого какое-либо преимущество для развития детей".

Литература:

  • LoBue, V., Bloom Pickard, M., Sherman, K., Axford, C., and DeLoache, J. (2013). Young children's interest in live animals. British Journal of Developmental Psychology, 31 (1), 57-69 DOI: 10.1111/j.2044-835X.2012.02078.x
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS