Несмотря на то, что маленькие дети любят помогать старшим, многим может казаться, что их помощь организована достаточно просто. Вы просите их сделать что-то - например, принести книгу - и они это делают. На самом деле, как показала новая статья, опубликованная в журнале Developmental Psychology, дети в возрасте трех лет могут оказывать помощь, рассуждая при этом совсем по-взрослому. Они могут учитывать вашу изначальную просьбу, но если они считают, что знают что-то лучше вас, то помогут вам так, как считают нужным. Такое поведение исследователи называют "патерналистской помощью".
В первом этапе исследования приняли участие 19 трехлетних детей. Перед ними располагались пары объектов - один из них функционировал нормально, а второй был испорчен. Например, это были целая чашка и чашка с дыркой в дне. Экспериментатор указывал на одну из чашек и просил ребенка: "Дай мне, пожалуйста эту чашку, чтобы я мог налить в не воды". В эксперименте оценивалось, будет ли ребенок игнорировать указание взрослого на испорченный объект и давать ему другой, функционирующий нормально.
Авторы исследования Алия Мартин и Кристина Олсон из Йельского Университета обнаружили, что ребенок протягивал экспериментаторуименно тот объект, который он и просил, в 97% случаев, если объект мог выполнять необходимую функцию, и в 32% - если он был испорчен. Получается, что в оставшихся 68% трехлетние дети делали не так, как их просили, а так, как правильно. Часто они поясняли свои действия, говоря, что из этой чашки вода выльется, а из этой - нет.
Возможно, дети просто предпочитают правильно работающие предметы? Вторая серия эксперимента, в которой участвовали другие трехлетки, предполагала, что экспериментатор может попросить как хороший объект, так и испорченный - например, чтобы выкинуть разбитую чашку. В таком случае дети давали экспериментатору то, что он и просил.
И наконец, в третьей серии исследования были получены еще более интересные данные о помогающем поведении детей. Экспериментатор просил детей дать им объект, чтобы он мог его использовать с необычной целью - например, вырезать чашкой круг из теста. В этом случае ему не важно, есть ли у чашки дно. Тогда дети давали экспериментатору то, что он и просил.
Таким образом, трехлетние дети способны к достаточно сложным рассуждениям и к пониманию конечной цели взрослого, в соответствии с чем они и действуют. Мартин и Олсон заключают: "Наши результаты показали, что в течение нескольких первых лет жизни дети уже приобретают достаточно сложное понятие о помощи. Они могут отличать конечные цели действий от ситуативных и могут адекватно оказывать помощь, даже если она в итоге не соответствует непосредственной просьбе".
Литература:
Martin, A., and Olson, K. (2013). When Kids Know Better: Paternalistic Helping in 3-Year-Old Children. Developmental Psychology DOI: 10.1037/a0031715