Чем больше вариантов выбора предоставить человеку, тем более рискованные решения они принимают. Это было показано в новом исследовании, которое позволяет пролить свет на то, как мы ведем себя, когда сталкиваемся с большим объемом информации. Исследователи из Университета Варвика и Университета Лугано провели эксперимент, в котором предлагали испытуемым сыграть в азартную игру, а затем проанализировали то, как на особенности принятия решений влияет возможность выбора из множества альтернатив.
Ученые обнаружили, что в связи с особенностями сбора и переработки информации игроки больше рискуют, если им предоставляется выбор из большего количества возможных ходов. Они назвали этот феномен «увеличением рисков в связи с поиском».
Это означает, что когда человек сталкивается с множественными вариантами хода, выбор каждого из которых с разной вероятностью приводит к выигрышу, зачастую игрок преувеличивает эту вероятность для наиболее редких событий.
Исследование, опубликованное в журнале «Psychonomic Bulletin and Review», показало, что причиной такого феномена может быть ошибочное восприятие и преувеличение вероятности крупного выигрыша. В действительности такие игроки намного чаще оказываются ни с чем.
В эксперименте приняли участие 64 человека. Их задачей было следующее: они должны были выбирать одну из карточек в компьютерной игре, причем количество карточек менялось. Каждая из них открывала определенную небольшую сумму денег, а также определялась вероятность, с которой она может быть выиграна. Испытуемым разрешалось открывать каждую карточку сколько угодно раз, чтобы дать ответ – какая сумма за ней скрывается и какова вероятность ее получения.
Когда испытуемый был готов дать ответ, он открывал одну из карточек и ожидал результата – выиграл он или проиграл. Игра состояла из пяти раундов, в каждом из которых число карточек увеличивалось или уменьшалось.
Испытуемых разделили на две группы: одна начинала с двух карточек, затем переходила к 4, 8, 16 и 32. Другая группа, напротив, начала с 32 карточек и к последнему раунду работала с двумя.
Результаты исследования показали, что на процесс принятия решений испытуемыми влили оба фактора – как количество карточек в конкретном раунде игры, так и порядок раундов (фактор увеличения/уменьшения вариантов выбора).
В целом чем больше вариантов выбора было у игрока, тем большим было количество пробных открытий карточек. Например, одна группа в среднем совершала 12 проб, если им предъявлялись всего две карточки, и 50 проб, если у них были все 32 карточки.
Однако, как показывают эти результаты, увеличение количества проб не пропорционально увеличению количества карточек. Получается, что в первом случае на одну карточку приходилось в среднем шесть проб, а во втором – меньше двух.
Эти результаты говорят о том, что в условии с большим количеством вариантов выбора человек собирает больше видов информации относительно размера потенциального выигрыша и понимает, что за некоторыми карточками скрываются большие суммы. Однако, испытуемые не считали эту информацию наиболее важной для принятия решения, что в данном контексте означает, что они не оценили вероятности выигрыша всех карточек.
Например, испытуемые часто выбирали карточку с большей суммой, но меньшей вероятностью выигрыша, даже если они не оценили точно эту последнюю вероятность. В результате такая игра чаще приводила к проигрышу.
Кроме того, исследователи нашли различия в особенностях принятия решений между двумя группами испытуемых: те, кто начинал с двух карточек, чаще стремились собрать всю возможную информацию о вероятностях выигрыша во всех сериях, чем те, кто сразу начал работать с большим количеством карточек.
Один из авторов статьи, профессор Томас Хиллс (Факультет психологии Университета Варвика) так рассказывает об исследовании: «Дело не в том, что люди просто сдаются и начинают случайно выбирать альтернативы, когда их становится слишком много. Они принимают рациональные решения, однако эти решения основаны на неверном способе сбора информации. Проблема заключается в стратегиях, которыми пользуется игрок, если перед ним стоит выбор из большого числа альтернатив. Чем шире у человека возможность выбора, тем больше информации он старается собрать. Однако, при этом он не оценивает каждую из возможностей настолько тщательно, чтобы понимать, каковы вероятности выигрыша в том или ином случае. Вследствие этого люди больше рискуют».
Литература:
-
Thomas T. Hills, Takao Noguchi, Michael Gibbert. Information overload or search-amplified risk? Set size and order effects on decisions from experience // Psychonomic Bulletin & Review. March 2013. DOI: 10.3758/s13423-013-0422-3.