Многие люди считают, что травля в школе существовала всегда. Во всяком случае, об этом говорит их собственный опыт, а порой и опыт их бабушек и дедушек. Поэтому большинство из нас привыкли воспринимать травлю как само собой разумеющееся явление, не требующее отдельного внимания и вмешательства. Некоторые даже высказывают мнение, что стать жертвой травли в детстве это хорошая школа, которая идет на пользу растущему человеку, он «закалится» и встретит взрослую жизнь во всеоружии. Однобокость этого подхода очевидна и без учета результатов современных исследований, опровергающих такой взгляд. Однако он все еще популярен и секрет этой популярности прост в своей основе это не что иное как избегание ответственности и неискоренимое заблуждение, что травля подобна стихии, с которой бесполезно бороться.
Но чем более развитым становится общество, тем большее значение приобретает гуманное отношение к другим людям, а принципы отбора, принятые у спартанцев, профессионально растивших воинов, уходят в прошлое. Сейчас нам известно, что воспитание, основанное на любви, понимании и поддержке приносит плоды, оно действительно эффективно в то время как неуважение, унижение, постоянное проверка на прочность тяжелыми испытаниями, в частности «школой травли» в большинстве случаев лишь калечит душу.
Профессор Эрлинг Руланн написал книгу, в которой обобщил данные, накопленные за годы исследований, изложил основные психологические теории моббинга и рассказал о личностных и социальных факторах, способствующих возникновению травли.
Источник: Шинкаренко Н. Рецензия на книгу Э.Руланна «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals 2013. №1. URL: http://psyjournals.ru/pj