Сегодня школы еще на один шаг приблизились к формированию эффективных стратегий по предотвращению агрессивного поведения учащихся. Новое исследование ученых из Университета Люксембурга показало, что между климатом в школе и насилием существует прямая взаимосвязь.
Школьная агрессия и насилие распространены по всему миру и являются значимой социальной проблемой. Они представляют опасность для здоровья и нормального развития детей, формирования их социальных связей и отношений, препятствуют высокому качеству жизни. Несмотря на то, что некоторые чрезвычайно жестокие инциденты получают широкую огласку в СМИ, менее серьезные формы проявления агрессии и жестокости зачастую не рассматриваются обществом как значимые проблемы, с которыми нужно бороться.
В течение последних двадцати лет научные исследования школьного буллинга, агрессии и жестокости проводились достаточно интенсивно. Особое внимание уделялось школьному климату - в первую очередь, микроклимату в классе. Сегодня имеются определенные аргументы в пользу того, что климат в школе является важнейшим фактором общего уровня агрессии, однако, в отсутствие четких определений и эмпирически валидизированных показателей, надежные выводы ни в одном из конкретных исследований получены не были. Пришло время проанализировать обширные накопленные результаты как единое целое и выделить факторы риска, связанные с усилением школьной агрессии.
Профессор Джордж Штеффген и его команда исследователей из Университета Люксембурга проанализировала статистические результаты, полученные в ряде эмпирических исследований, чтобы выявить надежные и стабильные эффекты взаимосвязи школьного климата и школьного насилия.
Метаанализ 36 независимых исследований по этой теме показал, что между этими двумя показателями существует стабильная связь. Такие индивидуальные характеристики учащихся как возраст, пол, а также размер школы и школьного класса, сильно не изменяют данную взаимосвязь.
Результаты мета-анализа были опубликованы в апрельском номере престижного международного журнала “Aggression and Violent Behaviour”. Выводы, сделанные в этой статье, говорят о необходимости коренных изменений в климате школ, которые могут способствовать проявлениям агрессии у учащихся.
По словам профессора Штеффгена, "Исследование показало, что определенные изменения в социальном климате школы действительно могут уменьшить уровень проявления агрессии. Таким образом, наши рекомендации содержат ряд предложений по созданию новых программ интервенции, в которых должны учитываться как индивидуальные факторы, так и факторы социальной среды".
Литература:
-
Georges Steffgen, Sophie Recchia, Wolfgang Viechtbauer. The link between school climate and violence in school: A meta-analytic review. Aggression and Violent Behavior, 2013; 18 (2): 300 DOI: 10.1016/j.avb.2012.12.001