Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Виртуальный тренер поможет социофобам общаться с окружающими

18.06.2013

Социофобия – одно из чрезвычайно распространенных по всему миру расстройств психики и поведения. По разным данным, ей подвержены от 3 до 13% всех людей. Исследования показывают, что среди социальных фобий одно из первых мест занимает боязнь публичных выступлений.

Для некоторых людей социальные взаимодействия любого рода могут быть весьма болезненны и тяжелы. Такими являются люди с синдромом Аспергера. У них наблюдаются трудности с установлением контакта глаз, им сложно адекватно реагировать на социальные стимулы. Однако, при определенной тренировке и они способны преодолеть свои страхи и начать общаться.

Новая программа, разработанная учеными из Массачусетского технологического института, может использоваться для того, чтобы помочь людям выработать социальные навыки и справиться с волнением на таких важных мероприятиях как переговоры, интервью при приеме на работу или даже первое свидание. Программа, названная учеными MACH (от «My Automated Conversation coach» – Мой автоматический тренер общения), при помощи компьютерно сгенерированного лица – «аватара» – позволяет смоделировать ситуации общения лицом к лицу. Программа также позволяет пользователям получать обратную связь относительно тех или иных элементов общения.

Авторы проекта говорят, что их работа может помочь широкому кругу людей. Статья, в которой описан принцип работы программы, будет представлена на Международной конференции по глобальным вычислениям UbiComp, которая пройдет в сентябре.

«Навыки общения и межличностного взаимодействия чрезвычайно важны для успеха на работе и в личной жизни», - говорит автор проекта. – «Какими мы предстаем перед окружающими, как мы передаем им свои мысли и чувства, определяет нас в их глазах. Однако, не так-то просто выработать эффективный стиль общения».

Многие люди, страдающие социофобией, хотели бы иметь возможность оттачивать свои коммуникативные навыки, общаясь с неким автоматизированным персональным тренером, прежде чем они выйдут в реальный мир к реальным людям. Им бы хотелось контролировать темп разговора, повторять его столько раз, сколько нужно, чтобы довести до совершенства, и так далее».

Программа MACH обладает всеми этими особенностями и многими другими. Эффективность работы программы проверили в исследованиях, в которых приняли участие 90 студентов. Для начала их случайным образом разделили на три группы. Каждая группа участвовала в двух смоделированных собеседованиях при приеме на работу, которые проводились специалистами вуза.

Между двумя собеседованиями проходила неделя. В течение этого времени три группы подвергались разным экспериментальным воздействиям: одна смотрела видеоролики, содержащие советы о том, как вести себя на собеседовании; вторая обучалась при помощи MACH, но без обратной связи; третья пользовалась MACH с детальной обратной связью: они могли посмотреть видеозаписи самих себя вместе с анализом того, насколько часто они улыбались, кивали, отводили глаза, как они владели своим голосом, использовали междометия и так далее.

Интервьюеры, оценивающие «кандидатов», не знали, в какую группу кто из них входил. Оценки видеозаписей интервью, проведенные другой группой экспертов, показали, что среди членов третьей группы значимо увеличилась эффективность их общения. Они, в том числе, выглядели более заинтересованными в получении работы.

Разработанное программное обеспечение, которое помогло так продвинуться в развитии коммуникативных навыков, разрабатывалось на протяжении двух лет как часть диссертационного проекта, однако в него был вовлечен целый ряд ученых и разработчиков. Программа может быть установлена на обычный компьютер или ноутбук, для ее работы требуется вебкамера и микрофон. MACH способен анализировать мимику, жесты, направление взора пользователя, скорость и громкость его речи. Аватар, используемый в программе, отвечает жестами и мимикой на действия пользователя, задает вопросы и подает реплики в ответ.

Разработчики надеются, что их программа будет полезна в преодолении социофобий в широком диапазоне ситуаций общения, не только при приеме на работу, но и, к примеру, в подготовке к публичным выступлениям и важным переговорам.

 

Литература:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS