Начиная с древнегреческой философии и заканчивая современной гуманистической психологией, существует долгая традиция подчеркивания преимуществ того, чтобы быть самим собой. Несмотря на это, новое исследование Элисон Лентон – пожалуй, одно из первых, посвященное изучению того, что же именно означает и как переживается это состояние – «быть самим собой», как часто и при каких обстоятельствах оно ощущается.
Лентон и ее коллеги начали с того, что опросили 104 человека (средний возраст – 35 лет, 66 человек из выборки – женщины). Участники ответили, что переживают такое состояние аутентичности один-два раза в неделю, и напротив, ощущают сильное чувство «неаутентичности» примерно каждые два месяца.
Согласно самоотчету опрошенных, их мотивация к тому, чтобы быть самим собой, достаточно высока (в среднем 5.8 по семибалльной шкале), как и мотивация к избеганию неаутентичности (5.2 балла). Состояние переживания согласия с собой несколько отличается по словам респондентов от личностной черты, которая описывается как «подлинность личности»: независимо от личностных особенностей, люди описывали опыт переживания как собственной аутентичности, так и противоположного состояния.
На втором этапе исследования несколько сот человек письменно рассказали об эпизоде из своей жизни, когда они ощущали аутентичность или, напротив, неискренность перед собой. В число первых включались: ситуации переживания счастья и веселья, взаимодействия с близкими людьми, нахождения в знакомых местах, помощь другим или творческая деятельность. Такие состояния ассоциировались с положительными эмоциями с низкой активацией – например, удовлетворением, спокойной расслабленностью, с удовлетворением личностных потребностей, особенно потребности в самооценке, автономности и отношениях с другими. Один из участников привел такой пример: «Вместе с моей девушкой и нашими друзьями мы отдыхали возле мельничной запруды в Кембридже. Мы расслаблялись, отдыхали, болтали о жизни и о нашем детстве. В тот момент я был действительно счастлив, я чувствовал себя честным, умиротворенным, и мне казалось, что все остальное не имеет большого значения».
Напротив, эпизоды неподлинности были связаны с трудными жизненными событиями, оценкой со стороны других людей, недостатком социальной компетентности, чувством одиночества, болезнями. Ключевая эмоция, возникающая при переживании собственной «фальшивости», - это тревога. Также она сопровождается ощущением невозможности удовлетворения личностных потребностей. Вот как рассказывал один из опрошенных о своем первом дне в университете: «Все здания были практически не узнаваемыми, как и окружающие меня люди. Я ощущал одиночество и потерю чувства собственной идентичности».
Чрезвычайно интересным оказалось следующее наблюдение ученых: опрошенные противопоставляли себя в аутентичном и «фальшивом» состояниях и сообщали, что пережитый опыт аутентичности значительно пересекается с их идеальным представлением о себе. В этом есть определенное противоречие: если они ощущали себя «настоящими», как это состояние может им напоминать их Я-идеальное , на которое влияют социальные ожидания? Вероятно, участники понимали фразу «быть самим собой» как «быть таким, каким ты хочешь быть».
Это несколько напоминает интереснейшее исследование, опубликованное в 2010 году. В его ходе респонденты отмечали, что чувствуют себя более настоящими, когда ведут себя как открытые, приветливые экстраверты, независимо от того, соответствует ли такой тип поведения их личностным особенностям. Такое поведение обычно предполагает высокий уровень социализации.
Литература:
Lenton, A., Bruder, M., Slabu, L., & Sedikides, C. (2013). How Does “Being Real” Feel? The Experience of State Authenticity. Journal of Personality, 81 (3), 276-289 DOI: 10.1111/j.1467-6494.2012.00805.x