Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Для нормальной речи не обязательно иметь оба полушария мозга

15.07.2013

Уникальные способности человеческого мозга к адаптации после тяжелых повреждений в очередной раз были продемонстрированы в недавно опубликованной статье. В ней рассказана удивительная история 17-летнего подростка, речевые функции которого восстановились после того, как он потерял практически все левое полушарие.

Операция по удалению левого полушария была сделана итальянскому мальчику, известному под псевдонимом ЕВ, в возрасте 2,5 лет. Показанием к такой операции была чрезвычайно крупная опухоль. Непосредственно после операции мальчик потерял языковые способности. Чтобы восстановить их, ему потребовались годы упорной борьбы и терапии. Прежде всего, это говорит о том, что к моменту операции речевая функция у него уже латерализовалась в левом полушарии, что характерно для 95 % правшей. До операции ЕВ был правшой.

Однако, впоследствии благодаря интенсивной терапии и реабилитации, к пяти годам языковая способность ЕВ и беглость его речи значительно улучшилась вплоть до того, что школе и дома речь мальчика значительно не отличалась от речи здоровых детей. В тот период мальчик имел сниженный коэффициент интеллекта (78), однако его можно было охарактеризовать как готового к сотрудничеству и общительного, хорошо ориентирующегося во времени и пространстве. Он хорошо выполнял ряд заданий, направленных на оценку зрительно-пространственных навыков и распознавания лиц.

В новой статье, опубликованной в последнем номере журнала Neurocase и находящейся в открытом доступе, Лаура Данелли и ее коллеги описывают результаты глубокой оценки языковых способностей ЕВ в возрасте 17 лет, приводя помимо прочих данных результаты функционального сканирования мозга мальчика и их сопоставление с аналогичными данными здоровых испытуемых. Несмотря на то, что речь ЕВ практически полностью восстановилась в терминах грамматики и языкового запаса, систематическое обследование выявило более сложную картину. У пациента наблюдались незначительные проблемы с грамматикой, а также низкие относительно нормы способности называния изображений и чтения заимствованных слов (из английского и французского языков).

По мнению ученых, полученные результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями и позволяют предположить, что языковая функция в значительной степени сохраняется и может быть восстановлена даже после удаления целого полушария, однако, оставшееся правое полушарие не может само по себе обеспечить достижение идеального владения каждым из компонентов языка и связанных с языком функций.

По сравнению с более ранними обследованиями ЕВ, преимущества данной работы в том, что в ней предложено сканирование мозга пациента, в частности, во время выполнения им задач на чтение. Результаты показали, что функциональная организация речевых зон в правом полушарии ЕВ во многом «отзеркаливает» строение речевых зон в левом полушарии здоровых испытуемых, как бы воспроизводя ту структуру, которая обычно формируется в мозге слева. Основными отличиями мозга ЕВ от мозга контрольных испытуемых были: увеличение активации в дорзолатеральной префронтальной коре при выполнении более сложных заданий, что, вероятно, говорит о том, что пациент прикладывает больше усилий; уменьшение активации в нижневисочной и височно-затылочной коре при чтении слов и не-слов.

Подобный паттерн активации, не характерный для нормы, согласуется с проявляющимися у ЕВ нарушениями при чтении: так, они напоминают поверхностную дислексию, для которой характерны трудности в узнавании и образовании значений слов, в чтении слов как целых единиц. В предыдущих исследованиях такую форму дислексии связывали именно с расстройствами функционирования нижневисочной и височно-затылочной коры. У ЕВ эти зоны функционируют нормально, когда ему предлагаются невербальные задания. Это позволяет предположить наличие у него специфических трудностей, связанных именно с чтением, но не с другими видами переработки информации.

 

Литература:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS