Случайно ли то, что менее привлекательные люди в офисе становятся мишенью для большинства насмешек и шуток? Новое исследование, опубликованное в журнале Human Performance, позволяет предположить, что здесь существует закономерность.
Брент Скотт и Тимоти Джадж решили изучить антипродуктивное поведение на работе. Под этим понятием кроется «поведение, направленное на нанесение ущерба организации или другим ее членам». В частности, ученым стало интересно, в чем причины того, что определенные сотрудники становятся мишенью для шуток, агрессии или антисоциальных действий.
Ученые протестировали модель, предполагающую, что это связано с личностными чертами сотрудника, его внешностью и негативными эмоциями, которые по отношению к нему испытывают окружающие. Скотт и Джадж выделили те особенности, которые, предположительно, могут вызывать определенные эмоции у коллег по работе: это нейротизм, или тенденция испытывать отрицательные эмоции, такие как гнев, враждебность и тревогу; уступчивость – склонность к альтруизму, внимательности и теплому отношению к другим; физическая привлекательность, которая оценивается по мнению окружающих.
Авторы выяснили, что над неуступчивыми и физически непривлекательными работниками коллеги чаще посмеиваются и негативно отзываются о них, что, опять же, приводит к насмешкам. Тот факт, что более привлекательные люди обладают иммунитетом от насмешек, Скотт и Джадж объясняют следующим образом: окружающими они оцениваются как более приветливые, дружелюбные и открытые, чем физически непривлекательные.
Большую роль в прогнозировании того, кто станет объектом для насмешек, могут стать эмоции, которые проявляются через такую социально желательную характеристику как внешняя красота. Как объясняют авторы исследования, «привлекательные люди вызывают у окружающих положительные эмоции».
Какие же практические выводы можно сделать из этого исследования? Скотт и Джадж предполагают, что если руководство компании заранее может предположить, кто из сотрудников станет объектом для насмешек, оно может принять превентивные меры, чтобы предотвратить это.
Таким образом, несмотря на то, что на физическую привлекательность сотрудников мы повлиять не в силах, теперь мы знаем, что – как бы несправедливо это ни было – внешность и личностные качества влияют на отношения с сослуживцами.
Литература:
-
Brent A. Scott, Timothy A. Judge. Beauty, Personality, and Affect as Antecedents of Counterproductive Work Behavior Receipt. Human Performance, 2013; 26 (2): 93 DOI: 10.1080/08959285.2013.765876