Усвоение языка традиционно рассматривается как социальный процесс, тесно связанный с общением. Однако, новое исследование ученых из Бостонского Университета показало, что двухлетние дети уже способны усваивать значения слов даже в «социально обедненном» контексте, где отсутствует информация от зрительной модальности или от социального контекста. Для понимания слова детям достаточно восприятия примеров их употребления на слух.
По словам авторов статьи, единственная информация, которая предоставлялась детям – это лингвистическая. Целью исследования было определить то, могут ли двухлетние дети, которые слышат новые для них глаголы в информативных предложениях, использовать исключительно синтаксическое содержание, чтобы соотнести новое слово с его значением.
Основной автор исследования – С. Аруначалам, директор Лаборатории исследований детской речи Бостонского Университета. Вместе с коллегами она провела следующий эксперимент.
На первом этапе детям предъявлялись на слух различные фразы с псевдословами, похожими на переходные или непереходные глаголы. Перед детьми не ставилось задачи внимательно слушать предложения, напротив, они звучали «на фоне». На втором этапе исследования ученые оценивали, усвоили ли дети значения глаголов. Для этого использовалась методика регистрации движений глаз: фиксировалось, будут ли дети смотреть на видеоклип, изображающий людей, совершающих либо некоторое переходное действие (действие с объектом), либо непереходное действие (не направленное на объект).
Результаты показали, что младенцы действительно могут усваивать свойство переходности глагола, опираясь исключительно на слуховую модальность.
Аруначалам рассказывает: «В нашем исследовании был показан очень важный новый результат, который заключается в том, что маленькие дети обладают чрезвычайно высоко развитой способностью усваивать значения новых слов из свободного потока речи, окружающего их в повседневной жизни».
Исследователи объясняют, что они начали с постановки вопроса в такой форме: «Могут ли младенцы извлекать полезную информацию из социально обеденных ситуаций?». Для этого они сосредоточились в первую очередь на тех видах информации, которые необходимы детям, чтобы усваивать значения новых слов.
Результаты исследования позволяют лучше понять те способы, которые используют дети для понимания особенностей глаголов, «подслушанных» ими в разговорах окружающих. «Конечно же, мы не пытаемся утверждать, что дети не используют зрительную или социальную информацию, если таковая присутствует. Мы, скорее, хотели показать, что даже если такой информации у ребенка нет, он все равно способен усваивать значения слов».
Литература:
-
Sudha Arunachalam. Two-year-olds can begin to acquire verb meanings in socially impoverished contexts. Cognition, 2013; 129 (3): 569 DOI: 10.1016/j.cognition.2013.08.021