Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Юмор облегчает решение творческих задач

30.12.2014

Творческое мышление весьма непросто изучать экспериментальными методами. Одним из типов творческих задач являются специальные загадки, решение которых требует так называемой «ага»-реакции, или инсайта. Инсайтом сложно управлять, и практически невозможно отследить, что приводит к внезапному осознанию правильного решения.

Недавно в журнале «Экспериментальная психология» была опубликована статья, посвященная одному из возможных факторов, облегчающих возникновение инсайта – юмору. По словам авторов статьи, юмористические тексты можно разделить на два основных типа: когнитивный – основанный на противоречии, неожиданном повороте сюжета, и т.д., и аффективный (эмоциональный) – заражающий положительными эмоциями.

Участникам исследования предлагали решать три творческие задачки, предварительно показав им юмористические ролики обоих типов, а также нейтральные ролики, не содержащие  юмора. Пример задачи, которую давали испытуемым: Электровоз идет на запад со скоростью 70 км в час, ветер восточный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? Исследователи предположили, что время и усилия, затраченные на решение задач после просмотра юмором, уменьшатся по сравнению с нейтральными роликами.

В эксперименте приняли участие 90 человек. Они верно решили все задачи. Результаты показали, что действительно, время решения снижается в среднем на 10-15 секунд после просмотра роликов с «когнитивным» юмором и почти на 30 секунд – после просмотра аффективных.

Во второй серии исследования в качестве стимульного материала были предъявлены ролики, одновременно содержащие и когнитивный, и аффективный юмористические компоненты, либо только один из них. Оказалось, что по сравнению с нейтральными роликами наиболее сильный эффект дают ролики с обоими типами юмора: время решения снижалось со 105 до 77 секунд.

Данное исследование может дать толчок к разработке новых приемов обучения решению творческих задач. Например, перед обсуждением новых проектов, требующих от коллектива новых, оригинальных способов решения, можно было бы рекомендовать просмотр юмористических программ.

Литература:

Читайте по теме:

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS