Творческое мышление весьма непросто изучать экспериментальными методами. Одним из типов творческих задач являются специальные загадки, решение которых требует так называемой «ага»-реакции, или инсайта. Инсайтом сложно управлять, и практически невозможно отследить, что приводит к внезапному осознанию правильного решения.
Недавно в журнале «Экспериментальная психология» была опубликована статья, посвященная одному из возможных факторов, облегчающих возникновение инсайта – юмору. По словам авторов статьи, юмористические тексты можно разделить на два основных типа: когнитивный – основанный на противоречии, неожиданном повороте сюжета, и т.д., и аффективный (эмоциональный) – заражающий положительными эмоциями.
Участникам исследования предлагали решать три творческие задачки, предварительно показав им юмористические ролики обоих типов, а также нейтральные ролики, не содержащие юмора. Пример задачи, которую давали испытуемым: Электровоз идет на запад со скоростью 70 км в час, ветер восточный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? Исследователи предположили, что время и усилия, затраченные на решение задач после просмотра юмором, уменьшатся по сравнению с нейтральными роликами.
В эксперименте приняли участие 90 человек. Они верно решили все задачи. Результаты показали, что действительно, время решения снижается в среднем на 10-15 секунд после просмотра роликов с «когнитивным» юмором и почти на 30 секунд – после просмотра аффективных.
Во второй серии исследования в качестве стимульного материала были предъявлены ролики, одновременно содержащие и когнитивный, и аффективный юмористические компоненты, либо только один из них. Оказалось, что по сравнению с нейтральными роликами наиболее сильный эффект дают ролики с обоими типами юмора: время решения снижалось со 105 до 77 секунд.
Данное исследование может дать толчок к разработке новых приемов обучения решению творческих задач. Например, перед обсуждением новых проектов, требующих от коллектива новых, оригинальных способов решения, можно было бы рекомендовать просмотр юмористических программ.
Литература:
-
Коровкин С. Ю., Никифорова О.С. Когнитивные и аффективные механизмы юмористической фасилитации решения творческих задач // Экспериментальная психология. 2014. №4. С.37–51.
Читайте по теме:
-
Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н. Психотехнический метод исследования творческого мышления // Культурно-историческая психология. 2008. №4. С.34–47.
-
Карлова М.А. Структурно-динамические характеристики мышления больных с депрессивными расстройствами на материале решения творческих задач // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №2. С.38–61.