Вы – один (одна) из 1,8 миллиардов людей, которые пользуются сетью Facebook или ВКонтакте как минимум раз в месяц? Может быть, у вас есть аккаунт на сайте знакомств Tinder, или, быть может, вы ищете подходящую работу на ресурсе LinkedIn? Если да, то наверняка везде ваш профиль снабжён вашей личной фотографией, а люди, вероятно, могут по ней уже сделать какой-то вывод о вас. Примерно треть работодателей в современные дни использует Интернет для поиска информации о кандидатах на работу, поэтому соискатели должны максимально постараться показать себя в лучшем свете, хоть с помощью своего профиля в LinkedIn, хоть в социальных сетях.
Концепция лица в понимании социолога Эрвинга Гоффмана включает сознательно спланированный образ, направляемый на других. Соответственно, её можно применить на практике для выбора аватара. Мы «преподносим» себя для того, чтобы создать впечатление, что мы привлекательны, общительны, профессиональны, работоспособны и так далее в зависимости от целей.
Австралийские исследователи попытались ответить на этот вопрос, можем ли мы сами выбрать лучшее изображение себя? Авторы акцентировали внимание на процессе выбора аватара для разных социальных сетей, сравнивая собственные взгляды испытуемых со взглядами на них других людей.
Участникам предлагали найти такие свои фотографии, которые бы они наиболее предпочли поставить в качестве аватаров в Facebook, на сайт с вакансиями о работе и на сайты знакомств. Затем они оценили эти изображения на привлекательность, благонадёжность, лидерские качества, компетентность и уверенность в себе.
После этого участники сделали то же самое с фотографиями других незнакомых им людей. Это необходимо для того, чтобы определиться с предпочтениями в «режиме» выбора не-себя. Наконец, аватары самих участников оценивали онлайн незнакомые зрители с использованием той же шкалы.
Обнаружилось, что по итогам «самовыбора» образы выходили менее удачными, чем могли бы быть. То есть участники выбирали для других более лестное их изображение, чем для себя.
Отчасти объяснить этот непонятный феномен могут наши предубеждения (скорее – переоценка) по отношению к нашему собственному лицу на фотографиях. Скорее всего, наше эго «считает», что все фотографии одинаково прекрасны, а это снижает нашу способность эффективно выбрать какое-то одно изображение для использования в качестве аватара профиля. Однако, механизм этого отбора пока не ясен.
Конечно, не обошлось и без ограничений, о которых нельзя не упомянуть: изображения, которые просматривали участники, целиком и польностью брались из Facebook, и поэтому, вероятно, уже прошли через какой-то процесс выбора. Очевидно, что есть широкое поле для дальнейших исследований.
Приложение же этих результатов очень просты и применимы хоть завтра. Мы все можем использовать опытный взгляд других для более удачной и тонкой «настройки» нашего присутствия в Интернете.
Текст: Анна Хоружая
Choosing face: The curse of self in profile image selection by David White, Clare A. M. Sutherland and Amy L. Burton in Cognitive Research. Published online April 2017 doi:10.1186/s41235-017-0058-3
Источник:
Нейроновости
Полная статья и описание эксперимента:
Springer Open