Нейропсихолог Антония Хамилтон пишет об измерении мотивации, социальном восприятии в норме и патологии.
Понятие социальной мотивации не ново. Согласно основной идее, мы мотивированы работать и проводить время с другими людьми, поскольку нам это жизненно необходимо.
Тестирование мотивационных факторов
Недавно была разработана теория социальной мотивации у людей с аутизмом. Их мотивация взаимодействовать с другими людьми отличается. Часто они избегают того, чтобы поддерживать зрительный контакт, взаимодействовать с людьми и получать от них знания.
Вычленить и протестировать мотивационные факторы непросто. Можно спросить у человека, чем бы он хотел заняться вечером в субботу: пойти в ресторан с друзьями или остаться дома и в одиночестве поиграть в компьютер. Ответы разных людей могут дать некоторое представление об их социальной мотивации, но не позволят измерить ее и разработать научную теорию.
Социальная мотивация у людей с аутизмом
В недавно опубликованном исследовании взрослые люди с аутизмом и обыкновенные взрослые люди выбирали для просмотра один из трех роликов. В первом ролике человек поддерживал зрительный контакт с испытуемым, во втором человек смотрел в сторону, а в третьем были показаны бытовые предметы. Обыкновенные взрослые люди предпочитали первый ролик второму, а для людей с аутизмом между двумя последними роликами не было разницы. Однако они несколько больше предпочитали людей, чем бытовые предметы: людей с аутизмом смущают не столько люди в целом, сколько зрительный контакт.
Согласно статистике, обычные взрослые или дети, рассматривая фотографии лиц, чаще смотрят на глаза и рот. Результаты людей с аутизмом противоречивы: в некоторых исследованиях они смотрят на глаза, а в других — нет. Однако, когда они видят более естественные стимулы (например, видео человека, который что-то говорит, а не статичную картинку), разница в мотивации становится более выраженной.
Исследование социальной мотивации в реальном мире
Если показывать обычным людям фотографии лиц, они с легкостью смотрят в глаза, но при общении по видеосвязи в Skype они делают это не так часто. Если перед вами статичное фото, вы можете без стеснения смотреть куда угодно, выбирать любую желаемую социальную информацию. Но в реальной жизни слишком долгий взгляд в глаза другому человеку нарушает социальное взаимодействие. Становится все более очевидно, что социальные нейронауки должны изучать реальные взаимодействия и их контексты, чтобы получить хорошие показатели мотивации и поведения людей.
Исследование социальной мотивации важно для понимания индивидуальных различий в социальном поведении. У каждого человека уникальная мотивация, и она может меняться в течение дня, недели, всей жизни. Более подробное изучение социальной мотивации позволит понять, почему люди принимают те или иные решения, и научит работать с широким спектром социальных психологических состояний. Долгосрочная цель подобных исследований — помочь людям, у которых возникают трудности в социальных ситуациях.
Читать подробнее: https://postnauka.ru/longreads/87484
Читать и слушать в оригинале: http://serious-science.org/author/a_hamilton
Источник: https://postnauka.ru