Все мы живём не в объективной реальности, а в иллюзии, созданной нашим мозгом. То, как именно она создаётся — один из главных вопросов науки последних десятилетий. В этой области остаётся ещё много вопросов, но многие загадки уже разгаданы.
Когда человек воспринимает что-либо, активизируются и связываются друг с другом пучки нейронов. Запоминание зависит от схемы активации нейронов: такая схема позволяет нам, к примеру, не задумываясь включать свет в знакомой комнате. Осознанные воспоминания, как и нерефлексивные механизмы поведения, записываются в виде определённого нейрохимического кода, но локализуются в разных участках головного мозга, причём последние относятся к более древним и глубоким слоям психики. Лишь некоторым нейронным схемам соответствуют мысленные репрезентации или внутренние образы, которые можно увидеть «перед глазами» и хорошенько обдумать.
Такая разница есть, хотя она не сводится к различию между
«творческим» правым и «логическим» левым полушарием. Левое полушарие в большей
степени отвечает за речь, вербальное мышление и прогнозирование будущих
событий. Правое — за пространственную ориентацию, невербальную память и
восприятие настоящего. Яркое подтверждение межполушарной асимметрии мозга дали
операции по рассечению коры двух полушарий (комиссуротомия). Но для большинства
психических операций требуется согласованное действие обоих полушарий, а
некоторые функции могут даже поменяться местами, ведь мозг — необычайно
пластичная структура.
Это способность мозга меняться и перестраивать свои внутренние структуры. Благодаря этой способности мозг может компенсировать повреждения, «перебрасывая» выполнение отдельных функций на неповреждённые области: в некоторых случаях человек может вести почти полноценную жизнь даже после утраты 90% неокортекса. Но свойство нейропластичности проявляется и в более обыденном контексте — например, в процессе обучения. Вы учитесь чему-то и даже читаете эти строки только благодаря тому, что структура вашего мозга может меняться.
Мозг — не только биологическая, но и социальная структура:
многие особенности психики непосредственно связаны с воспитанием и культурой.
Считается, что представители «западных» культур воспринимают информацию,
фокусируясь на её отдельных аспектах, а «восточные» культуры чувствительнее к
взаимосвязям и контексту (отсюда выводится связь с индивидуализмом первых и
коллективизмом вторых). Существуют даже корреляции между типом хозяйства
(выращивание риса или пшеницы) и типом психических операций. На восприятие
влияет и характер обучения, но все эти отличия достаточно специфичны. Между
культурами есть отличия, но общего между ними, если говорить о психике,
всё-таки гораздо больше.
Источник: https://newtonew.com/science/cognition-and-perception-questions