На портале DIR
Floortime http://www.icdl.com/ в недавнем
подкасте с Дарьей Браун и Ирой Гловински обсуждались скрытые процессы, которые
определяют саморегуляцию у маленьких детей. Было отмечено, что все
большее число детей младшего возраста, поступающих в дошкольные учреждения, не
готовы работать в группе. Эти дети все еще относятся к другим так, как если бы
они были неодушевленными предметами, не имея возможности участвовать в
совместной игре. "Инструментом", которому должны научиться педагоги в данной
ситуации, является их способность рефлексивно мыслить о причине поведения
ребенка, а именно понимание этиологии такого поведения детей. Если бы мы
наблюдали за десятью детьми с подобным поведением, все десять из них делали бы
то, что они делают в обычной жизни причинам. Понимание индивидуальных различий
является обязательным условием для решения поведенческих ситуаций. Учителей не
учат размышлять о том, что видят дети и они сами. Пока система образования не
перейдет к более рефлексивному обучению, можно ожидать, что в дошкольных
учреждениях будет все больше и больше детей, которые не имеют возможности
научиться думать о себе, что позволяет им затормаживать, подавлять и
осуществлять волевой или силовой контроль. Именно эти "скрытые регуляторы"
вызывают не синхронные отношения между практикующим врачом/воспитателем и
ребенком.
Доктор Гловински объясняет: "Дети развивают чувство
самостоятельности через случайные взаимные взаимодействия. Условная реакция -
это реакция, связанная с предыдущим поведением ребенка или воспитателя.
Случайность позволяет нам быть взаимными друг с другом. В нашем центре мы
разрабатываем серию видеороликов, которые мы надеемся использовать с
родителями, которые приходят, потому что их маленький ребенок не самостоятелен
в группе. Мы разрабатываем серию классов, которые фокусируются на каждой
из составных частей самостоятельности ребенка и его умения работы в команде.
Эта программа находится в стадии разработки, но мы очень серьезно относимся к
ней из-за нашей веры и опыта, ведь это поможет родителям и учителям относиться
к детям по-другому, более заботливым и поддерживающим образом.”
Источник: DIR Floortime