Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев

20.02.2021

4 февраля 2021 года состоялась онлайн-трансляция очередной встречи из цикла «Психолог-и-Я. Живые истории» на тему «Как «делается деятель. Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся (к юбилею)». На этот раз собеседником автора и ведущего проекта В.Т. Кудрявцева, построенного в формате интервью, стал  академик РАО, доктор психологических наук, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Николай Николаевич Нечаев, а поводом для беседы – его 75-летие, которое он отметил 28 января 2021 года.

Трансляция встречи собрала более 300 участников. Участники смогли поздравить юбиляра и задать ему свои вопросы.

Биографические сюжеты предстали в сплетении с событиями истории отечественной психологии. А сама эта история – в лицах ее творцов: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Б.В. Зейгарник, у которых учился и с которыми работал Николай Николаевич. Повороты биографии Н.Н. Нечаева порой поражают своей непредсказуемостью, за которой, вместе с тем, проступает событийная закономерность. Как совсем молодому театральному электромеханику из Калинина (ныне – Тверь) пришла мысль поступать на философский факультет МГУ? Богословские корни, о которых он знал с детства? Оказывается, нет… Что заставило его, перевестись на психологическое отделение философского факультета, досдав за 3 месяца 16 дисциплин? Что привело студента Николая Нечаева, далеко не сразу, к главному учителю – Петру Яковлевичу Гальперину? Какой главный урок преподнес ему его главный учитель? Почему ученик до сих считает себя учащимся и чему продолжает учиться, много лет уча и многих выучив?

Рассказ о научной школе П.Я. Гальперина перерос в обсуждение современного состояния и перспектив деятельностного подхода в психологии, непростого вопроса о соотношении теории деятельности и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. А интервью – в научный семинар с расширением исходных рамок дискурса. В обсуждение включились В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Б.Д. Эльконин, Г.В. Лобастов. Участники сошлись в том, что его необходимо продолжить на одном из заседаний дискурс-семинара кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

Николай Николаевич Нечаев – это целый мир, мир пристрастий, интересов, дел, встреч, замыслов. В ходе интервью удалось лишь приоткрыть его. А тем самым – «приоткрыть» личность Николая Николаевича, прежде всего, тем, кто знает его только по замечательным книгам, статьям, докладам, лекциям. И не знает, например, по оперному голосу.

Не на все заранее приготовленные вопросы позволило ответить время трансляции. Место для этого планируется отвести в одном из ближайших номеров журнала «Культурно-историческая психология». Готовится также смонтированная версия выпуска проекта «Психолог-и-Я. Живые истории» с добавлением визуального ряда в виде уникальных фотографий из архива Н.Н. Нечаева.

На вопрос блица о том, «Что бы Вы сказали П.Я. Гальперину?», окажись он прямо сейчас в одном из онлайн «окошек», Николай Николаевич ответил:

– Петр Яковлевич, и Выготский, и Леонтьев, оба были неправы, а вы… оказались правы, потому что в своей теории поэтапного формирования попытались это соединить, пусть еще… механически, механистически (ну, я бы нашел другие слова), но идея была схвачена. И за это мы Вам очень благодарны.  

Еще одна грань личности юбиляра, которого мы еще раз поздравляем с прекрасным юбилеем!

Запись прямого эфира доступна на каналах:

Youtube канал МГППУ

Youtube канале PsyJournals.ru

Предыдущие встречи из цикла «Психолог-и-Я. Живые истории» доступны к просмотру:

1.      Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей

2.      Культурно-историческая психология: полифония мыслящих голосов

Источник: Портал психологических изданий PsyJournals.ru

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS