Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев

20.02.2021

4 февраля 2021 года состоялась онлайн-трансляция очередной встречи из цикла «Психолог-и-Я. Живые истории» на тему «Как «делается деятель. Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся (к юбилею)». На этот раз собеседником автора и ведущего проекта В.Т. Кудрявцева, построенного в формате интервью, стал  академик РАО, доктор психологических наук, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Николай Николаевич Нечаев, а поводом для беседы – его 75-летие, которое он отметил 28 января 2021 года.

Трансляция встречи собрала более 300 участников. Участники смогли поздравить юбиляра и задать ему свои вопросы.

Биографические сюжеты предстали в сплетении с событиями истории отечественной психологии. А сама эта история – в лицах ее творцов: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Б.В. Зейгарник, у которых учился и с которыми работал Николай Николаевич. Повороты биографии Н.Н. Нечаева порой поражают своей непредсказуемостью, за которой, вместе с тем, проступает событийная закономерность. Как совсем молодому театральному электромеханику из Калинина (ныне – Тверь) пришла мысль поступать на философский факультет МГУ? Богословские корни, о которых он знал с детства? Оказывается, нет… Что заставило его, перевестись на психологическое отделение философского факультета, досдав за 3 месяца 16 дисциплин? Что привело студента Николая Нечаева, далеко не сразу, к главному учителю – Петру Яковлевичу Гальперину? Какой главный урок преподнес ему его главный учитель? Почему ученик до сих считает себя учащимся и чему продолжает учиться, много лет уча и многих выучив?

Рассказ о научной школе П.Я. Гальперина перерос в обсуждение современного состояния и перспектив деятельностного подхода в психологии, непростого вопроса о соотношении теории деятельности и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. А интервью – в научный семинар с расширением исходных рамок дискурса. В обсуждение включились В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Б.Д. Эльконин, Г.В. Лобастов. Участники сошлись в том, что его необходимо продолжить на одном из заседаний дискурс-семинара кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

Николай Николаевич Нечаев – это целый мир, мир пристрастий, интересов, дел, встреч, замыслов. В ходе интервью удалось лишь приоткрыть его. А тем самым – «приоткрыть» личность Николая Николаевича, прежде всего, тем, кто знает его только по замечательным книгам, статьям, докладам, лекциям. И не знает, например, по оперному голосу.

Не на все заранее приготовленные вопросы позволило ответить время трансляции. Место для этого планируется отвести в одном из ближайших номеров журнала «Культурно-историческая психология». Готовится также смонтированная версия выпуска проекта «Психолог-и-Я. Живые истории» с добавлением визуального ряда в виде уникальных фотографий из архива Н.Н. Нечаева.

На вопрос блица о том, «Что бы Вы сказали П.Я. Гальперину?», окажись он прямо сейчас в одном из онлайн «окошек», Николай Николаевич ответил:

– Петр Яковлевич, и Выготский, и Леонтьев, оба были неправы, а вы… оказались правы, потому что в своей теории поэтапного формирования попытались это соединить, пусть еще… механически, механистически (ну, я бы нашел другие слова), но идея была схвачена. И за это мы Вам очень благодарны.  

Еще одна грань личности юбиляра, которого мы еще раз поздравляем с прекрасным юбилеем!

Запись прямого эфира доступна на каналах:

Youtube канал МГППУ

Youtube канале PsyJournals.ru

Предыдущие встречи из цикла «Психолог-и-Я. Живые истории» доступны к просмотру:

1.      Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей

2.      Культурно-историческая психология: полифония мыслящих голосов

Источник: Портал психологических изданий PsyJournals.ru

 
Медиа: обзоры
Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования видео 14 октября 2022

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»