Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»
Лектор:
Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
Тема лекции связана с нынешним состоянием решения проблемы повышения интеллектуально-творческого потенциала нации, неотделимой и важной частью которой является работа с одаренными детьми. Будет показано, что ситуация в этой области научно-практической работы крайне противоречива и касается ряда позиций, среди которых главными точками таких разногласий являются:
- адаптация одаренных детей;
- трудности общения;
- толерантность к неопределенности (развитие творческих способностей);
- психическое и физическое здоровье.
Анализ состояния обсуждаемой проблемы позволит показать, что основные разногласия связаны с оценкой перспектив развития одаренных детей и уровня их достижений в будущем. В лекции представлена авторская позиция, в которой важное место занимают вопросы о различиях в типе развития одаренности и о подходах к работе с одаренными детьми и подростками. В частности, будет показан разработанный в рамках инновационного проекта подход, ориентированный на всех одаренных, но сфокусированный на особо одаренных детях и подростках.
Опираясь на идеи А. Маслоу, Н.А. Бернштейна и др. известных ученых, лектор обоснует выбор способов работы с одаренными детьми и представит группу разработанных им специальных методов, которые опираются на главную потребность одаренного подростка в самоактуализации, и работают в той мере, в какой они встроены в его так называемый «доминантный жизненный проект», т.е. принятую им систему активных целей.
ОТЧЕТ О ЛЕКЦИИ
27 января 2010 г. прошла двенадцатая публичная лекция МГППУ.
«Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками»
Лекцию прочла Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.
Лекция была посвящена проблемам работы с одаренными детьми. Лектор в процессе лекции делилась со слушателями своим практическим опытом, рассказывала о ситуациях, возникающих при работе с одаренными детьми (например, внимание слушателей привлекла ситуация приема в школу для одаренных детей девочки четырех с половиной лет, у которой «одаренность на самом деле оказалась обычной «натасканностью»).
В начале лекции были определены основные понятия теории: способности, одаренность, задатки и достижения. Было выделено два основных типа одаренности, различающихся не столько по уровню, сколько по типу развития: «высокая норма» и особая одаренность. Именно во втором случае возникают серьезные проблемы у педагогов и психологов и необходимо использование особых стратегий для психолого – педагогической работы.
Далее были выделены основные виды одаренности:
- интеллектуальная одаренность
- академическая одаренность
- социальная одаренность
- художественная одаренность
- практическая одаренность
- психомоторная (спортивная) одаренность
Также была описана творческая одаренность, которая лектором рассматривается как общая характеристика для любого типа одаренности, и относительно которой психологи придерживаются разных позиций в зависимости от того, считают ее обязательной у одаренного ребенка или нет.
В.С. Юркевич кратко обозначила три закона развития высоких способностей (одаренности):
1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.
2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)
3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Специальное место в лекции занял анализ основных проблем особо одаренных детей: у них часто отмечаются проблемы дефицита развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания), трудности делового и личностного общения, они, как ни парадоксально, не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии. Но основной проблемой детей с таким типом одаренности является тот факт, что им трудно себя реализовать в реальной жизни. В связи с этим В.С. Юркевич рассказала о выделенном ею особом доминантном жизненном проекте как главном условии успешной реализации одаренности в сложной творческой деятельности. На основе этого доминантного жизненного проекта лектор упомянул об инновационных образовательных стратегиях работы с одаренными детьми и подростками, разработанных в руководимой ею лаборатории. Эти стратегии сейчас используются в ряде школ Москвы.
Презентация Юркевич ( скачать, посмотреть)
Видеофрагмент лекции В.С.Юркевич