Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Интеллектуальные способности можно развивать всю жизнь

01.11.2010

Наталья Лихачева

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5326 (247) от 1 ноября 2010 г.

В Америке в течение сорока лет проводилось тестирование более чем 2000 человек. С 1930 по 1970 год исследователи оценивали их интеллектуальные способности через каждые пять лет. И выяснилось: если у человека не было травм, то интеллектуальные способности у него сохранялись независимо от возраста. Получается, что человека пожилого возраста можно обучать. А с тем, что учиться сегодня надо практически всю жизнь, чтобы не выпадать из социальной обоймы, согласны все. В России, вслед за другими странами, принята концепция непрерывного образования, которое предполагает получение новых знаний на протяжении всей жизни. В том числе, после 50-60 лет.

Скептики возразят: память ухудшается, нервные клетки не восстанавливаются. Да, клетки не восстанавливаются. Но давно доказано, что если каждый день умирает по 40 000 нервных клеток, то их все равно должно хватить на 100 лет. Используем мы только 10 процентов от их общего количества, и даже если 30 процентов умирает, остается еще достаточно много на долгие годы. Так что вывод специалистов однозначен: мозг можно и нужно развивать, даже у пожилых. Мозг любого человека способен к увеличению в любом возрасте в зависимости от нагрузки на него кровеносных сосудов. Чем лучше кровоснабжение - тем активнее работают клетки мозга. Ученые проводили эксперименты с крысами, которые с точки зрения физиологии во многом похожи на людей. Крыс делили на две группы. Одни проводили время в пустой клетке. Другим давали игрушки. Через год сравнили мозг тех и других. У тех крыс, которые получали игрушки, он был достоверно больше. При этом возраст грызунов соответствовал 80-90 летнему человеку. Как объяснить такую активность нервных клеток?

Дело в том, что наши интеллектуальные способности зависят от дендритов - отростков нервной клетки, воспринимающих сигналы от нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Чем больше дендритов, тем больше контактов с их помощью между нервными клетками и выше способности. С помощью специальных тренингов можно увеличить число дендритов.

В России традиции неформального образования для взрослых зародились в середине XIX века и были тесно связаны с благотворительностью. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых. Сейчас одна из прекрасных возможностей продлить интеллектуальное долголетие - компьютерный тренинг. В России активно развиваются так называемые университеты для людей "третьего возраста", которые предлагают пожилым людям компьютерные обучающие программы. Такие учебные курсы работают во многих регионах, и обучение на них прошли уже тысячи человек.

Галина Николаевна Щелчкова из Тамбова - одна из таких учениц. Она пришла в Тамбовский учебный центр "Твой курс" (один из 120, организованных "Майкрософт" по всей стране) и записалась на курс обучения компьютерной грамоте. К учебе подошла очень ответственно - вела записи, задавала много вопросов преподавателю, ходила на дополнительные занятия. Все полученные знания тут же старалась закрепить дома. Правда, возникла одна проблема - операционная система и все программы на домашнем компьютере оказались англоязычными.

- В результате я не только научилась работать на компьютере, освоила Интернет, но и взялась с его помощью за самостоятельное изучение английского языка, - рассказывает Галина Николаевна, - Все, чего не хватает в реальной жизни, теперь дает мне компьютер. Я люблю общение, музыку, путешествия, музеи. Все это есть в Сети - виртуальные поездки и экскурсии, социальные сети, программа Skype, которая стала неразрывной нитью между мной и сыном. Я обожаю природу, и мои фотографии уже размещались на фотосайтах. Когда у меня плохое настроение, я заказываю что-нибудь в интернет-магазине, и печали как не бывало.

Есть такие учебные центры и в Саратове. Людмила Викторовна Никитина прошла обучение в одном из них в рамках программы "Твой курс: Повышение компьютерной грамотности".

- Теперь рассчитываю найти работу по своей специальности инженера-химика. Ведь теперь, помимо профессиональных знаний и большого опыта, я могу предложить потенциальному работодателю и навыки уверенного пользователя основных компьютерных программ, - говорит Людмила Викторовна. - До ухода на пенсию работала в химической лаборатории. В то время в лабораториях не было компьютеров, и вся документация, а также многие расчеты оформлялись от руки. В прошлом году меня пригласили на работу по контракту на должность руководителя химической лаборатории, которая была оснащена современной вычислительной техникой. Я даже не могла предположить, что вся обработка данных химических анализов, а также выписка протоколов, составление отчетов, планов, заявок - все выполняется на компьютере. А мои молодые сотрудницы с легкостью и со знанием дела справлялись с этой задачей. Срок действия договора закончился, но я надеюсь, что после обучения смогу снова найти хорошую работу.

Борис Михайлович Гаврилов изТольятти ее уже нашел. В прошлом он преподаватель вуза и пришел на курсы уже грамотным пользователем. В учебном центре при Тольяттинском государственном университете освоил методику преподавания и сейчас обучает других пользователей-пенсионеров. Первые занятия проводил для них в своей городской квартире или на даче. А сейчас ЖЭК пообещал выделить комнату для кружка компьютерной грамотности и пригласил его на оплачиваемую должность.

Сейчас во многих семьях куплены и используются компьютеры, рынок которых постоянно обновляется. Дети отдают морально устаревшую технику родителям или дарят новую, а вот научить работать на ней у них не хватает времени и терпения. У Бориса Михайловича есть и то и другое.

- Сейчас появились новые версии и операционных систем и офисных приложений, поэтому для оказания квалифицированной помощи пришлось самому снова стать учеником. Так я пришел на занятия по курсу "Основы компьютерной грамотности". И не пожалел об этом. Теперь я владею методикой проведения занятий и всегда могу прибегнуть к материалам курса, размещенным для бесплатного обучения в Интернете компанией Майкрософт.

Источник: Российская газета

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS