Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Скорость забывания учебного материала у школьников с разными мнемическими способностями

25.10.2011

Память - психическая функция, включающая процессы запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Классические исследования процесса забывания были проведены Германом Эббингаузом в 1885 году. Он изучал так называемую "чистую память", для чего предложил метод заучивания и воспроизведения бессмысленного материала. Эббингауз составил огромный набор трехбуквенных слогов, состоящих из двух согласных, между которыми стояла гласная, и не имеющих смысла. Испытуемым в этих исследованиях являлся сам их автор. Он заучивал наборы из 13 случайно выбранных слогов до тех пор, пока не повторял их безошибочно два раза подряд. Затем он прекращал заучивание и спустя определенное время проверял, какую часть заученного списка он сможет воспроизвести. В этих исследованиях было показано, что в течение первых 20 минут забывается около 40% информации, в течение первого дня - около 70%, а далее кривая забывания остается практически горизонтальной.

Однако, забывание осмысленного материала происходит далеко не так. На него существенное влияние оказывают, в частности, факторы развития мнемических способностей и стратегии, которые используются для запоминания и структурирования материала.

В работе Л.В. Черемошкиной и Т.Н. Осининой "О забывании учебного материала", опубликованной в журнале Экспериментальная психология, изучаются различия в забывании учебного материала школьниками 5-6 классов с разным уровнем мнемических способностей.

На первом этапе исследования авторы провели диагностику способностей школьников. Для этого использовалась методика, включающая запоминание сложных геометрических объектов, состоящих из большого количества перекрещенных линий. Предъявляемые фигуры были очень сильно схожи между собой. Школьникам предлагалось в течение короткого времени рассмотреть каждую из фигур, а затем воспроизвести ее. В другом задании время рассматрвиания не ограничивалось. По результатам диагностики школьники разделились на три группы: с первым, вторым и третьим уровнями развития мнемических способностей. На каждом уровне преобладали те или иные стратегии запоминания.

На втором этапе школьникам зачитывался небольшой текст из учебник биологии и предлагалось воспроизвести его на бумаге либо непосредственно после прослушивания, либо через день или через неделю. Результаты показали, что у школьников с наиболее высоким (третьим) уровнем развития мненимческих способностей, который характеризуется появлением внутреннего контроля и регулирующих механизмов запоминания, кривая забывания не снижалась монотонно, как у школьников из двух других групп. Наротив, эффективность воспроизведения текста спустя день после прослушивания увеличивалась, что говорит о встраивании новой информации в существующую систему знаний для ее более глубокой переработки.

Литература:

Источник: PsyJournals.ru

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS