По данным ООН, в среднем в мире каждый десятый человек является инвалидом, а развивающихся странах этот процент может доходить до 20. Зачастую инвалиды, или люди с ограниченными физическими возможностями, недостаточно участвуют в жизни общества. Многие живут в домах инвалидов, во многих случаях нарушаются их базовые права человека.
С 1992 года в ООН отмечается Международный день инвалидов. Этот День был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в завершение Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992 гг.). Проведение Международного дня инвалидов призвано привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями, защите их достоинства, прав и благополучия.
В России сегодня потребности инвалидов обеспечиваются недостаточно. Например, передвижение по большому городу, такому как Москва, во многих случаяю для них невозможно или сопряжено с большими неудобствами и опасностью. Однако, несмотря на это, инвалиды - люди, крепкие духом: они создают общественные организации, чтобы обратить внимание окружающих на свои проблемы, возникают также и государственные программы по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья (http://www.rosinvalid.ru).
В последние годы в Москве развивается программа инклюзивного образования, благодаря которой многие дети и подростки с ограниченными возможностями могут получить качественное среднее и высшее образование. Ее основные принципы:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) в июле 2009 года был создан Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании. Руководитель института - Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук.
5-6 декабря 2011 года в Москве проводится Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Литература по теме:
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.
-
Инклюзия. Проект центра Взаимодействие.
-
Лекция профессора Ричарда Зиглера «Международный опыт инклюзии»