Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится
на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте
дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное
письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с
недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по
отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также
недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже
слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают
надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
Однако, последние исследования показали, что так называемый
"почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои
многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с
типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была
опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути,
посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних
детей.
Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.
Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах
Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети
совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая,
но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и
своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно
коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были
намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие
ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации
слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.
В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.
Литература:
-
Fischer, Jean-Paul; Tazouti, Youssef. Unraveling the mystery of mirror writing in typically developing children. Journal of Educational Psychology, Vol 104(1), Feb 2012, 193-205.