Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
17 ноября исполняется 119 лет со дня рождения Л.С.Выготского

17.11.2015

ВыготскийЛев Семенович Выготский – выдающийся советский психолог, основатель целого направления в отечественной психологии – культурно-исторической психологии, создатель концепции развития высших психических функций.

Л. С. Выготский вырос в Гомеле, на границе Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование были обычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения (еврейская квота стала отбираться путем лотереи) и собственных способностей ему удалось поступить в Московский университет. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ (первая изданная им книга, Педагогическая психология). На Второй конгресс психоневрологов в Ленинграде в 1924 он представил три доклада и приехал очень хорошо подготовленным. Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную «реактологию», предложенную Корниловым, который был только что назначен директором Института экспериментальной психологии в Москве. Поэтому последовавшее предложение Корнилова поступить на работу к нему в институт не было для Выготского неожиданностью.

Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся «дефектологией», благодаря этому интересу ему удалось единственный раз съездить за границу в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон). В том же году к защите была принята его докторская диссертация «Психология искусства».
В 1928-1932 Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования.

В последние 2-3 года жизни Выготский занялся формулировкой теории детского развития. Он намеревался соединить культурно-исторический подход (желанные остатки реактологии его ранних исследований) с требованиями социализма. Нельзя сказать, что он достиг своей цели, однако результаты его последних трудов оказались продуктивными в нескольких отношениях. Он создал теорию о «зоне ближайшего развития». Сам Выготский использовал ее в самых разных направлениях, то применяя ее как квазипсихометрическое измерительное устройство, то видя в ней квазимистическое подтверждение индивидуального потенциала в социальном мире. Как и многие другие идеи Выготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячами способами.

Источник: PsyJournals.ru


Ссылки по теме:

Подробная биография и список работ Л.С.Выготского на портале психологических изданий PsyJournals.ru

Мысль и судьба психолога Выготского

Выходит в свет новая биография Л.С. Выготского


 

 
Медиа: обзоры
Алексей Мелехин про нарушения сна у детей видео 23 сентября 2021

Алексей Мелехин про нарушения сна у детей

Алексей Мелехин "Психоанализ и КПТ: дружба или противостояние" видео 23 августа 2021

Алексей Мелехин "Психоанализ и КПТ: дружба или противостояние"

Причины эмоциональных срывов у мам и способы самопомощи. Лекция Юлии Долговой видео 23 августа 2021

Причины эмоциональных срывов у мам и способы самопомощи. Лекция Юлии Долговой

Психология манипуляции и подчинения | Николя Геген видео 4 августа 2021

Психология манипуляции и подчинения | Николя Геген

Владимир Давыдович Менделевич. Интервью для проекта «Я/МЫ психиатр» видео 23 июля 2021

Владимир Давыдович Менделевич. Интервью для проекта «Я/МЫ психиатр»

Все медиа-обзоры  |  RSS