Психологи выявили, что на понимание младшими школьниками произведений искусства не влияет уровень развития образного, логического мышления, а также понимание не зависит от устойчивости и концентрации внимания.
В связи с развитием использования мультимедиа технологий в образовательном процессе, профессор МГППУ В.А. Гуружапов (доктор психологических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ) и аспирант М.А. Еремеев (кафедра педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ) провели исследование для выяснения, как младшие школьники относятся к произведениям искусства и есть ли различия в их восприятии в зависимости от формата предъявления (репродукция, электронная форма).
Много внимания уделяется в образовательных процессах
вопросам качества мультимедиа презентации для школьников - окружающая
обстановка, точка просмотра изображения, яркость изображения, цвета, контрасты,
фон, качество самого проектора.
В исследовании отмечается, что экран монитора является довольно привлекательным
объектом для современного ребенка.
Считается, что образ картины одинаково узнаваем как на репродукции, так и на экране монитора компьютера. При этом предполагается, что и отношение к ним у зрителя одинаково. Но так ли это на самом деле?
Каковы различия психологического восприятия репродукции картины и изображения этой картины на экране компьютера?
Изображение картины на репродукции воспринимается на основе обработки отраженного рассеянного белого света от цветной поверхности. Репродукция в современной культуре воспринимается как объект, который несет значения и смыслы, определенные изображениями.
А восприятие человеком картины на экране монитора основано на обработке исходящих лучей цветного света. Изображение на экране монитора или на специальном проекционном экране есть производное от работы компьютера. Для ребенка работа с изображением на компьютере уже несет за собой определенные значения и смыслы, которые связаны с его опытом работы на компьютере. Человек отчетливо ощущает лучи цветного света, хотя в момент восприятия может и не осознавать. Также надо иметь в виду, что в реальных ситуациях объект, тем более такой сложный и многозначный, как картина, не воспринимается человеком изолированно.
Исследователи поставили вопрос об эффективности предъявления компьютерной презентации по сравнению с традиционным методом предъявления - репродукции. С помощью авторской методики «Беседа о впечатлениях», (В.А. Гуружапов, М.А. Еремеев), теста Тулуз-Пьерона, прогрессивных матриц Равена, методики семантического дифференциала Ч.Осгуда (модификация В.А. Гуружапова) авторы обследовали 60 второклассников.
Для авторов главным критерием восприятия школьников являлось осмысление целостного образа - ответы, в которых есть выделение настроения картины, т. е. радость, какая-то яркость, свет и т. д., а также выделение времени года. Было выявлено, что осмысление целостного образа картины второклассниками не связанно с форматом предъявляемых картин.
Результаты обследования показали, что абсолютное большинство второклассников в ситуации сравнения одинаковых картин, предъявленных в разных форматах (репродукция, электронный формат), отдают предпочтение репродукции. Это проявляется в том, что у испытуемых есть доверие к репродукции картины и нет доверия к изображению картины на экране монитора. Вместе с тем не было обнаружено существенных различий в осмыслении целостного образа картины.
Большинство второклассников, отдавая предпочтение репродукции, отмечали, что на репродукциях изображение красивее, ярче, четче, и его лучше видно. Также они говорили, что репродукция нарисована художником, что она похожа на настоящую картину, отмечая при этом, что компьютерное изображение можно скачать из Интернета или что можно просто сфотографировать и показывать фотографию на экране.
Было также выявлено, что различие в понимании младшими школьниками образного содержания картины не зависит от развития образного и логического мышления и не зависит от устойчивости и концентрации внимания.
Из этого можно сделать вывод, что, все-таки, во время
учебного процесса, школьникам лучше предъявлять произведения искусства в
формате репродукции, поскольку данный формат с большей вероятностью, чем
электронный формат, поможет детям в осмыслении целостного образа
картин.
Полное исследовании:
Еремеев М.А., Гуружапов В.А. Особенности отношения младших
школьников к произведениям изобразительного искусства, предъявляемых в
репродукции и компьютерной презентации [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 79–90.
doi:10.17759/psyedu.2016080409
Источник:
PsyJournals