Публичность увеличивает желание делиться:
оказывается, пятилетние дети активно проявляют щедрость, лишь когда уверены,
что их действия оценят. Если же одариваемый оппонент скрыт из поля зрения,
охота расстаться с сокровенным резко падает, установила Кристин Лин
Лаймгрубер и ее коллеги из Йельского университета. Исследование
опубликовано в журнале PLoS ONE.
Схожее поведение можно наблюдать у
взрослых людей, которые часто ведут себя таким образом, чтобы повысить свою
репутацию, будучи на публике или, например, красуясь перед журналистами.
Анонимность же очков не прибавит. Но вот в случае с детьми такая реакция была
выявлена впервые, говорит Лин.
В ходе опыта ученые раздали группе детей наклейки и предложили делиться ими
друг с другом, отдавая либо одну, либо четыре штуки. Оказалось, что дети были
более щедры, когда могли видеть получателя, нежели когда получатель был скрыт
от их глаз (проводя аналогию с «взрослой» реальностью, стоит отметить, что та
же проблема стоит перед благотворительными фондами — рядовому дарителю сложнее
пожертвовать крупную сумму, когда он понятия не имеет, кто в итоге станет ее
реципиентом). Причем эффект сохранялся и в том случае, когда передача наклеек
осуществлялась не из рук в руки, а через прозрачный ящик.
Исследователи также обнаружили, что описанное поведение не зависело от того, сколько наклеек дети могли оставить себе.
Из всего этого Лин делает вывод, что «хотя частота, с которой дети вели себя «асоциально», бросается в глаза, тем не менее условия, при которых они решили проявить щедрость, предполагают, что используемые ими стратегии поведения сложнее, чем мы думали раньше.