В рамках стратегической сессии «Выгодно ли
бизнесу инвестировать в образование?» Форума социальных инноваций регионов
корпорация «Российский учебник» представила результаты первого исследования
возможных моделей частного инвестирования в отечественное школьное
образование.
В частности, были изучены особенности правового
регулирования в России и глобальные образовательные тенденции, включая практики
таких стран, как США, Канада, Германия, Япония и Индия. Мировой опыт
показывает, что государственно-частное партнерство в сфере образования
позволяет достичь значительных образовательных целей, в том числе добиться
увеличения доли цифровых форм образования и повышения доступности и качества
образовательных услуг, и как следствие, улучшить подготовку учащихся школ и
дошкольных учреждений.
Исследование показало, что принципиально возможны три роли
инвестора в сфере образования: 1) поставщик контента и оборудования, 2)
оператор школьного образования (включает в т.ч. выбор учебного плана и
профессиональное развитие педагогов), 3) концессионером (управление
образовательным процессом «под ключ», начиная от строительства школы и
заканчивая ответственностью за конкретные образовательные результаты). Причем
роли оператора и концессионера могут реализовываться как в офлайн-, так и в
онлайн-форматах. В офлайн-формате – развитие дневных школ, центров
дополнительного образования или организационный консалтинг.
При этом, как следует из полученных результатов, при
реализации концессионных соглашений между государством и частной компанией
основным барьером может стать сугубо компенсаторный характер взаимодействия
публичного и частного партнеров:
«Согласно нашим исследованиям, российское законодательство
позволяет реализовать сотрудничество в
формате SIB (social impact bonds), накладывающее
ответственность на частного партнера за образовательные результаты, но есть
ограничения: концессионные соглашения будут носить компенсаторный характер. То
есть, достижение образовательных результатов должно оплачиваться государством
только в том случае, если они связаны с дополнительными расходами
концессионера. Такая конфигурация создает правовые риски для частных компаний,
готовых сотрудничать с государством в развитии системы образования. Но уже
сейчас формат SIB-контрактов возможен», –рассказал генеральный директор
корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин.
Спикер добавил, что государственно-частное партнерство в
образовании позволит компаниям помочь регионам страны уменьшить существующую
разницу в качестве образования. Для этого необходимо расширить полномочия
государственного партнера путем предоставления ему возможности осуществлять не
только компенсаторные, но и премиальные выплаты, тем самым снизив риски для
частного партнера.
В целом участники сессии согласились с тем, что
государству предстоит проделать значительную работу для того, чтобы создать
комфортную среду для частного инвестирования. «Нужен определенный
маршрутизатор для инвесторов, так как не у всех из них есть понимание, как
открывать школы или детские сады. В то же время государственные структуры не
всегда способны давать необходимую информацию организациям о правильном порядке
реализации этих проектов», – рассказала заместитель генерального директора
«Агентство стратегических инициатив» Ольга Захарова.
Источник:
Росучебник.ру