Директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук Владимир Собкин охарактеризовал современных подростков в интервью журналу Большой город:
«У
подростков особое чувство взрослости и проявление установки на социальную
значимую деятельность, то есть желание быть социально оцененным как взрослый
человек: то, что я делаю, оценивается как некое взрослое действие. Многие
проявления связаны с фиксацией себя как мужчины и как женщины. И в этом —
особое проявление взрослости. Отсюда — и отношение к собственной внешности, и
девиантные формы поведения, связанные с пробами курения, употребления алкоголя.
Для подростка образцы взрослости выражаются через негативные формы поведения. И
это было всегда. Если вы откроете главу «Я взрослый» романа «Детство.
Отрочество. Юность» Толстого, то прочитаете, как Николенька едет покупать себе
трубки для курения, идет в ресторан и напивается. И сексуальные пробы — это
тоже очень важно. У значительного числа подростков в 9-м классе уже есть
сексуальный опыт. Общий момент для поколений 1990-х и нынешнего поколения
подростков — это ценностно-нормативная неопределенность. Они социализируются, и
их социальное становление, самоопределение происходит в ситуации, когда базовые
моральные ценности смешанные и путаные. Отсюда — неопределенность в планах,
перспективах, отсутствие стратегии. Мышление у них о себе — как у Буратино: его
мысли были короткими, как макароны. Сейчас все измеряется короткими
дистанциями, а на самом деле прелесть этого возраста в том, что видится дальний
горизонт. Характерной особенностью нынешнего поколения подростков является
жесткая социальная стратификация и некоторый пессимизм относительно своих
возможностей, планов, реализации перспектив — с учетом их нечеткости.
Складывается парадоксальная ситуация: планов еще нет, а ощущение
нереализованности и невозможности реализоваться есть. В этом отношении
эмоциональный фон не позитивный, и наши исследования показывают высокую
тревожность».
Источник: БГ.