Юлия Борисовна Гиппенрейтер — современный российский
психолог, профессор МГУ, автор многочисленных публикаций по психологии и самых
популярных книг по общению с ребенком и атмосфере в семье "Общаться с ребенком.
Как?" Юлия
Борисовна приняла
приглашение Традиции Детства и Клуб Детских проектов прийти на встречу и
пообщаться с мамами и папами, педагогами и психологами.
Основная
тема встречи-лекции - Как научиться понимать и договариваться с детьми, как
сделать их счастливыми. Юлии Борисовне удалось провести порядка 20
мини-психотерапевтических сеансов с родителями. С каждым из них она разыгрывала
диалоги, представляя родителя в роли ребенка, а себя - в роли родителя, и
наоборот. "На общие вопросы я даю общие ответы", - повторяла она, и призывала
разбирать конкретные
ситуации.
"Часто под воспитанием понимают "нахлобучку". Навязывание своих вкусов, требований, задач, планов и мечт: "я его воспитываю таким, каким он должен быть, я знаю, что он должен знать, что он должен делать". Если воспитание понимать именно так, то я к этому отношусь плохо, и подобрала бы другое слово: помощь в развитии. Становление. Взращивание. Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника - обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть, создать условия для развития, но не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть за верхушку и в какую вам нужно сторону, вы его не вырастите. Диалог - несколько суженное понятие, я бы сказала, взаимопонимание, настрой на понимание ребенка. Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит - понять ребенка? Это, прежде всего, знать его потребности и их учитывать. Потребности меняются и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется. Поэтому в диалоге важно услышать ребенка: почему он не слушается, отказывается, грубит. Если "услышать" входит в диалог, я это принимаю. Грубые интерпретации слова "воспитание": когда ребенок не слушается - заставить, грубит - поправить, обижен - сказать: «нечего обижаться, сам виноват», я отвергаю".