Почему одни события и факты лучше откладываются у нас в памяти, чем другие? Какие факторы способствуют запоминанию? Почему для нас важно понимать механизмы ненамеренной памяти? На эти и другие вопросы отвечает доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова Вероника Нуркова.
«Ненамеренно мы запоминаем не все что угодно, не случайно, а только тот и именно тот материал, который составляет цель нашего действия. Причем то, что нами воспринимается, но лежит вне этой цели, мы ненамеренно не запоминаем, если у нас нет специальной цели запомнить. Причем чем сложнее это действие, чем больше оно требует от нас когнитивных усилий, тем лучше эффект запоминания и более вероятно вспоминание. Соответственно, чем более важное для нас действие, чем оно более мотивационно насыщенно, тем более выражен мнемический эффект при запоминании и воспроизведении.»
«В нашем исследовании мы два раза с интервалом в полгода опрашивали людей о трагических, травматических событиях, а именно о взрывах в результате террористических актов, которые произошли в сентябре 1999 года в Москве, а все наши испытуемые были москвичи. И первый раз мы их опрашивали весной 2002 года, а второй — осенью того же года. Понятно, что сами теракты, информацию о терактах никто специально не запоминал: это произошло, и люди как бы сами собой (а на самом деле потому, что это было связано с их мотивацией, с их интересом, с их волнением) запомнили, им это запомнилось. И вот теперь мы их просим вспомнить намеренно, как можно детальнее, как можно подробнее, как можно полнее, что же там происходило, все, что они могут об этом сообщить. И оказалось, что второй раз люди вспоминали это событие, которые уже было отделено от них довольно большим интервалом времени, гораздо точнее, подробнее, они больше давали деталей, они гораздо сильнее и эмоциональнее переживали это воспоминание.»
«Ненамеренная память потому и ненамеренная, что воспоминания появляются и включаются в нашу жизнь без того, чтобы мы специально пытались их включить, как бы сами собой. Но на самом деле совершенно не сами собой, это очень закономерно. И если мы учимся, понимаем постепенно, как управлять ненамеренной, непроизвольной памятью, то на самом деле мы в очень большой степени можем контролировать то, что происходит с нами самими и с окружающими.»
Источник: портал ПостНаука