Что смотреть о тонкостях химической организации мозга, психиатрических проблемах и психофармакологическом вмешательстве в работу мозга, рекомендует физиолог Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.
Психофармакология для большинства людей является весьма таинственной областью. Понимание тонкостей химической организации мозга и использование полученных знаний для коррекции его функций действительно дается нелегко — как для отдельной личности, так и в масштабах человечества. Нелегко и снять фильм на эту тему. Проще показать саму неврологическую или психиатрическую проблему, а лекарство вывести за рамки сюжета (слишком сложно, слишком скучно). И тем ценнее примеры того, как сценаристы и режиссеры все же делают некий препарат или молекулу активным участником сюжета, в явной форме влияющим на поведение, реакции, эмоциональное состояние героев. И тут возможны все варианты — от внезапного исцеления до сомнительной пользы и от сомнительной пользы до откровенного вреда. При ненадлежащем применении многие психофармакологические препараты могут быть опасны. Они способны блокировать высшие функции мозга (нейролептики), формировать привыкание и зависимость (опиоиды) и так далее. Но те же соединения помогают снимать тяжелейшую боль, лечить депрессию и судорожные припадки, облегчать течение шизофрении и нейродегенераций. И еще один вариант: препарат может показать человеку «свет в конце тоннеля», дать понять, что от мучительной патологии возможно избавиться, заболевание реально преодолимо. Конечно, для этого придется приложить много усилий, но выход из ситуации существует, и игра стоит свеч.
1. Пробуждение (1990)
Режиссер: Пенни Маршалл
Главное действующее лицо в фильме — молекула, называемая L-дофа. Этот препарат возвращает героев к реальной жизни, вырывая из многолетнего полукоматозного оцепенения. Пациенты клиники вновь двигаются, мыслят, испытывают эмоции. Но очень скоро возникают эффекты привыкания и зависимости, с которыми нельзя не считаться. Это биографическая история, и Робин Уильямс сыграл в ней выдающегося невролога и писателя Оливера Сакса, прекрасные книги которого после просмотра ленты вы просто не сможете не прочитать.
2. Любовь и другие лекарства (2010)
Режиссер: Эдвард Цвик
Фильм начинается как рассказ об отношениях полов с явными элементами эротики. Но очень скоро оказывается, что дело совсем не в сексе, а прекрасная героиня в исполнении Энн Хэтэуэй ищет в любви всего лишь забытье и спасение от врожденного неврологического заболевания. Как ей жить с этим? И как жить с этим тому, кто ее действительно полюбил? Как вообще существуют и ощущают себя люди, по воле генов обреченные через некоторое время утратить здоровье и саму личность? История пронзительная и волнующая.
3. Остров проклятых (2009)
Режиссер: Мартин Скорсезе
Леонардо Ди Каприо в 2010 году вновь не получил «Оскара» за этот фильм, запутывающий, захватывающий и пугающий зрителя необычными ассоциациями, ирреальными видениями героев, их сбивчивыми и эмоционально насыщенными монологами. Время действия — 1950-е годы, когда американская психиатрия делала нелегкий выбор между лоботомией и аминазином. Таблетка или скальпель хирурга — что же ждет главного героя? Есть ли у него выбор? И кто он вообще: полицейский или пациент, жертва или причина всего происходящего?
4. Игры разума (2001)
Режиссер: Рон Ховард
Я призываю еще раз посмотреть этот известнейший фильм с фармакологической точки зрения. Главный герой, затягиваемый в черную воронку шизофрении, создающий вокруг себя иллюзорный и опасный мир, в котором нет радости, света, доверия. Нейролептики вроде бы помогают, но уходит талант великого математика Джона Нэша. Борьба, огромное ментальное напряжение, непреклонная решимость — и очень счастливый конец. Ах, если бы во всех случаях шизофрения отступала перед волевым усилием и если бы со всеми галлюцинациями можно было «договориться»!
5. Морфий (2008)
Режиссер: Алексей Балабанов
И еще одна история от врача — не невролога, а просто уездного врача Михаила Булгакова. Не Голливуд — реалии и антураж отечественные, да и еще на очередном переломе эпох. Лекарство, несущее избавление от боли, — это одновременно враг, страшное таящееся зло. И даже профессионал, готовый, казалось бы, к коварству морфина, может фатально недооценить его способность сломать мозг, превратить организм в трясущуюся от абстинентного синдрома протоплазму, утащить во тьму и ад — вместе с близкими, друзьями, всей страной.