Согласно новому исследованию французских психологов, школьники будут добиваться больших успехов в учебе и запоминать большие объемы инфрмации, если объяснить им, что неудачи так же важны, как и успехи.
Фредерик Отен, исследователь из Университета Пуатье во Франции и первый автор исследования, так говорит о своей работе: "Мы изучили широко распространенное убеждение, согласно которому успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне компетентности и знаний, а неудачи - с более низким уровнем интеллекта". Школьники и студенты, стремящиеся к успеха в учебе, зачастую боятся ошибиться, что порождает порочный круг, когда они усиленно зубрят новый материал, но все равно переживают из-за недостаточного, по их мнению, уровня знаний.
Исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Psychology: General, может быть весьма полезным для школьных учителей и родителей детей, изо всех сил стремящихся к успеху и старающихся избегать неудач в школе.
Исследование состояло из трех этапов. В первом эксперименте 111 шестиклассников из французских школ решали очень сложные анаграммы, которые никто из них не был в состоянии решить. После эксперимента участники были разделены на две группы. С одними экспериментатор обсуждал то, насколько сложными были поставленные перед ними задачи и то, что в процессе обучения новому ошибки и неудачи незибежны, они являются нормальным этапом обучения, и практика поможет их преодолеть. У участников из другой группы экспериментатор просто спрашивал, какими способами они пробовали решить задачки. После обсуждения всем школьникам предлагался тест на объем рабочей памяти, который считается надежным предиктором академической успеваемости, понимания сложных текстов и интеллекта. Оказалось, что те школьники, кому рассказали о важности ошибок, показали более высокие значения в тесте объема памяти, чем школьники, которым об этом не рассказали и чем кнтрольная группа, которая до этого не решала анаграммы.
Во втором эксперименте принял участие 131 шестиклассник. Процедура исследования повторяла первый эксперимент (сложыне анаграммы и последущее обсуждение), за исключением того, что отдельная группа школьников решала более простые анаграммы. Им не рассказывали о том, сколь тернист путь приобретения новых навыков. Затем всем школьникам давали задание на понимание текста, и лучше всего с ним справились те, с кем обсудили ваность ошибок. Таким образом, то, как учащиеся относятся к своим ошибкам, может быть более важно, чем их собственный успех или неуспех.
И, наконец, в третьей серии исследования у 68 шестиклассников оценивались способности к пониманию текстов. Затем им задавали вопросы о том, какие чувства у них вызывает их успеваемость. Та группа, которой говорили, что учиться сложно, не только лучше выполнила задание на понимание текста, но и была больше удовлетворена своей успеваемостью.
Исследователи отмечают, что, вероятнее всего, улучшение результатов школьников после обсуждения неудач является временным эффектом, однако результаты показали, что объем рабочей памяти может быть увеличен путем простого разговора о том, как важно ошибаться, поскольку таким образом увеичивается степень уверенности в себе и своих способостях, а также уменьшается страх совершить ошибку.
Отен утверждает, что его исследование показывает, как школьники могут получить пользу от учебы в том, что она дает им возможность проверить собственные силы в сложных ситуациях и выйти из них победителями. Учителя и родители должны обращать особое внимание на общий прогресс в учебе, а не на конкретные оценки и результаты контрольных. Обучение требует времени и сил, и каждый шаг вперед должен быть вознагражден, особенно самые парвые шаги, когда учащиеся чаще всео испытывают трудности и терпят неудачи.
Источник: Frédérique Autin, Jean-Claude Croizet. Improving Working Memory Efficiency by Reframing Metacognitive Interpretation of Task Difficulty // Journal of Experimental Psychology: General, 2012.