В последние годы в Москве реализуется программа создания
дошкольных учреждений нового типа, в которых будут учитываться рекомендации
психологов, эргономистов и дизайнеров по организации развивающей среды и
оформлению интерьера в соответствии с потребностями детей. Представляем обзор
последних рекомендаций, разработанных в рамках данной программы.
Московская государственная художественно-промышленная
академия (МГХПА) им. С. Г. Строганова в
сотрудничестве с Департаментом образования г. Москвы и Правительством г.
Москвы разработала методические рекомендации по оформлению интерьеров и
предметно-развивающей среды образовательных учреждений, реализующих
образовательную программу дошкольного образования.
Как отмечается в методических рекомендациях,
"Острота проблемы заключается в том, что
разработкой и оформлением непосредственно интерьеров детского сада занимаются
люди, не обладающие специальными профессиональными навыками проектирования.
Информация, содержащаяся в архитектурной проектной документации, имеет
усредненный и рекомендательный характер, не учитывает современных потребностей
по трансформации и развитию среды, проработку деталей и возможностей
индивидуализации среды конкретного ДОУ".
Авторы рекомендаций анализируют планировку и интерьер
помещений трех московских детских садов, приводя возможные решения существующих
проблем.
"Пребывание в детских садах должно развивать
все составляющие человека: физиологию, ум, психоэмоциональное состояние,
творчество. Все факторы изменения мира должны найти свое отражение в
архитектурном образе и предметно-пространственной среде детского сада.
Предметное наполнение должно разрабатываться с учетом новых педагогических
требований".
Анализируются также примеры интересного оформления,
реализованные в других странах.
На примере Берлинского детского сада, по
мотивам сказки Астрид Линдгрен «Пеппи длинный чулок» и фантазии ее главной
героини о «Така-тука-лэнд» можно говорить о том, что информационное
пространство для детей и родителей должно находиться буквально на разном
уровне. Часто информация находится слишком высоко, оторвана от ребенка и не
вызывает у него интереса. На этом примере мы видим, что сохраняя единый
стилистический прием, но разводя информацию по разным уровням восприятия, можно
добиться не только лучшего взаимодействия, но и получить интересные
дизайнерские решения, интерактивные и коммуникативные интерьеры.